ЧЭНИ


ЧЭНИ
    ЧЭНИ (Чэн Чжэншу, Чэн Ичуань, Ичуань сянынэн — “учитель из Ичуаня”) [1033, Лоян (современная провинция Хэнань) — 1107] — китайский философ, педагог, наряду с Чжу Си внесший наибольший вклад в создание неоконфуцианства (“учения о принципе” — ли сюэ). Вместе со старшим братом Чэн Хао учился у Чжоу Дуньи. Служил чтецом в придворной административной школе, преподавал. Был противником реформ ВанАньши. В 1097 сослан, в 1100 реабилитирован, но его произведения большей частью находились под запретом до 1155. Основные сочинения — “И чжуань” (“Комментарий к “Канону перемен””), “Янь-цзы со хао хэ сюэ лунь” (“Учение Янь-цзы о благе и научении ему”). Позднее произведения Чэн И и Чэн Хао были сведены в сборники “И шу” (“Унаследованные книги”), “Эр Чэн щоань шу” (“Полное собрание книг братьев Чэн”).
    В центре учения Чэн И стоит категория ли-принцип, структурообразующее начало, единое для всей Поднебесной: “принцип одной вещи тождествен принципу десяти тысяч вещей” (“И шу”, цзюань 2). В то же время “вещи” суть результат отражения разных сторон единого “небесного принципа” (тянь ли). Чэн И отверг выдвинутое Чжан Цзаем понятие “Великой пустоты” (тай сюй) как первоосновы Вселенной, заполненной единой ии-пневмой. Сюй — “пустота”, по Чэн И, есть “принцип”, тогда как наличие “пневмы” означает существование “[явленных] форм” (там же, цзюань 3). Чэн И фактически отождествил “принцип” с дао: если “превращения и перемены, совершающиеся во времени”, суть “постоянное дао” (т. е. основа мирозакона), то “взаимообусловленность уменьшения и роста суть небесный принцип”, “постоянство” которого выражено в обязательном взаимопревращении противоположных начал, “доходящих до предела”. Это положение стало основополагающим для ли сюэ. “Принцип непременно содержит соотнесенные [между собой] противоположности”, причем любое из дуальных качеств “по отдельности не устанавливается”.
    “Пневма” вторична по отношению к “принципу”, но “качество пневмы” определяет качество вещей и явлений. Так, “мудрость” (чжи) обусловлена “чистотой пневмы”, а глупость — ее “мутностью”. В “сердце” человека присутствует сам “принцип”, но “сердце” не тождественно “принципу” вследствие пагубного влияния человеческих страстей. Самоанализ и учеба для “достижения [совершенного] знания” позволяют “прозреть небесный принцип” в собственном “сердце” (“И шу”, цзюань 25). По Чэн И, “достижение знания” становится возможным в результате “выверения вещей” (гэу) посредством “обращения вовнутрь”, к единому “принципу” всех вещей, а не к самим “внешним [вещам]” — так, по его мнению, учили поступать древние “совершенномудрые”. Универсальность “принципа” выражается в незыблемости иерархического устройства общества (“деления на выше- и нижестоящих”), а также в почитании “долга/справедливости” (в). Взгляды Чэн И были развиты Чжу Си, что дало основание для традиционного выделения в истории китайской философии идейного течения Чэн — Чжу сюэ пай. Это название трактуется как школа братьев Чэн — Чжу Си или школа Чэн И — Чжу Си. Соч.: Эр Чэн цзи (Собр. соч. братьев Чэн). Пекин, 1981. Лит.: Лань Фуэнь, Сюй Юицин. Чэн Хао, Чэн И ли сюэ сысян яньцзю (Исследование идей “учения о принципе” Чэн Хао и Чэн И). Шанхай, 1988.
    А. 1. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 341
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ”
  • АБСТРАКЦИИ ПРИНЦИП
  • АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП
  • Божественный Принцип
  • ЛИ — принцип
  • ПРИНЦИП
  • ПРИНЦИП
  • ПРИНЦИП
  • ПРИНЦИП НИРВАНЫ
  • ПРИНЦИП ПОСТОЯНСТВА
  • ПРИНЦИП ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
  • ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ
  • ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ
  • СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП
  • СООТВЕТСТВИЯ ПРИНЦИП
  • ЭЛЕАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
  • ЮМА ПРИНЦИП
  • нирваны принцип
  • принцип
  • принцип
  • принцип - пневма
  • принцип нирваны
  • принцип постоянства
  • принцип реальности
  • принцип удовольствия
  • принцип. учение о принципе
  • принцип/закон
  • реальности принцип
  • удовольствия принцип
  • юма принцип



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь