|
ХЕМАЧАНДРАХЕМАЧАНДРА ХЕМАЧАНДРА (санскр. Hemacandra) — джайнский философ, проповедник, политик, поэт и ученый-энциклопедист, живший в Гуджарате (северо-запад Индии) в 11—12 вв. Познания Хемачандры во всех доступных в его время дисциплинах знания обеспечили ему почетный титул Каликаласарваджня (“Всезнающий эпохи калы” — нынешнего мирового периода). Автор многочисленных сочинений, составляющих целый свод джайнской средневековой письменности. Родился в г. Гандхука близ Ахмадабада, уже в ранние годы стал послушником под руководством шветамбарского учителя Дэвачандры и в 21 год получил полное джайнское посвящение в монашество (сури). Став влиятельной фигурой уже при гуджаратском царе Джаясинхе Сипдхарадже, он обратил в джайнизм его преемника Кумарапалу, добился по крайней мере временных успехов в преобразовании придворных нравов, уговорив царя отказаться от охоты как развлечения, нарушающего закон невреждения-азиьисы. Кумарапале Хемачандра посвятил целый ряд своих сочинений, в т. ч. в 1163 специальную поэму “Кумарапалачарита” (“Жизнь Кумарапалы”) на санскрите и джайнском пракрите (всего 28 глав), в которой восхваляются добродетели покровителя джайнизма и восстанавливается история гуджаратской столицы. В наставление Кумарапале была составлена и “Лагхварханнитишастра” (“Легкая джайнская наука политики”), посвященная преимущественно гражданскому праву, где Хемачандра цитирует брахманистские “Законы Ману” и одновременно полемизирует с ними, отстаивая идею крайней нежелательности войны и приоритет ахимсы как основного критерия любого правильного действия. Стремясь поставить джайнизм на уровень высшей брахманистской образованности, Хемачандра пишет по всем областях знания, составляя лексикографические словари, практическую грамматику джайнского пракрита (ставшую важнейшим источником и по истории пракритской литературы), сочинения по поэтике, просодии и две философские работы: по гносеологии “Праманамиманса” (“Исследование источников знания”) и диалектической логике “Ануйогавьяваччхедадватримшика” (“32 стиха по различению проблем”), где подвергаются критике неджайнские философские школы (на нее позднее был составлен знаменитый комментарий “Сьядвада-манджари” Малшшены). По просьбе Кумарапалы Хемачандра написал и дидактическую поэму “Йогашастра” (“Наука йоги”), в которой “йога” лишь во вторичном значении соответствует классической методе психотехники, преимущественно же — “религиозным упражениям” в целом, дисциплине практики благочестивого джайна. Главы 1—4, занимающие более трех четвертей объема текста, предлагают джайнский путь к совершенству с ориентацией на мирян. Йоге в классическом смысле более или менее соответствует материал глав 5—12, занимающий менее четверти объема поэмы. Ахимса как основной принцип правильного поведения противопоставляется и здесь нормам “Законов Ману” и прославляется как “любящая мать всех су ществ, поток нектара в пустыне сансары, прохладное облако, плывущее над воспламененным лесом страдания, лучшая целительная трава для мучимых болезнью, которая называется вечным круговращением существования” (11.50—51). Поэма изобилует назидательными сентенциями, посвященными неведению, судьбе, преходящему характеру всех радостей временной жизни и т. д. В шветамбарской традиции почитается “джайнская пурана” Хемачандры “Тришаштишалакапурушачарита” (“Жизнеописания 63 превосходных мужей”), написанная им незадолго до смерти и содержащая легенды о 24 джинах, 12 чакравартинах (“правители мира”), 9 васудэвах, 9 баладэвах и 9 врагах Вишну. Хемачандра одновременно имитирует индуистский вишнуитский эпос и соперничает с ним, пытаясь противопоставить джайнских “героев” вишнуитскому пантеону Повествование перемежается объяснениями основных религиозных понятий, все назидательные истории призваны проиллюстрировать действие закона кармы. Глава ? (распространявшаяся также отдельно) “Жизнь Махавиры” совпадает в своей трактовке биографии основателя джайнизма с текстами Джвйнского канона — “Кальпа-сутрой” и “Айярангой”, — но предлагает более детализированный материал (сведения о современниках Джчны Махавиры, в т. ч. о знаменитом царе Магадхи — Бимбисаре). Хемачандре принадлежала также поэма “Паришиппапарван” или “Стхавиравали-чарита” (“Дополнительная книга”, или “Жизнеописание чреды старцев”). За исключением двух последних джайнских “пророков” — Паршванатхи и Махавиры, поэма посвящена первым ученикам Джины — знатокам его основных текстов и джайнским “старцам” в соответствии с линией премственности, принятой в традиции шветамбаров. Хемачандра скончался, оставив после себя богатейшее литературное наследие и превратив Гуджарат в важнейший форпост джайнизма, каковым он остается и до наших дней. О почитании Хемачандры в джайнизме свидетельствует уже то, что ему приписывается 30 млн сочинений. В. К. Шохин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|