“ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ”


“ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ”
    “ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ” (?? ??? ???????? ?????) восстанавливаемое по цитатам из позднейших авторов собрание гексаметров, возникшее в кон. 2 в.; отражает среднеплатонические представления о божестве и структуре универсума с сильной гностической окраской, отмеченные влиянием восточной теургии и магии. Из философов того времени наиболее близок “Халдейским оракулам” Нумений. Во главе иерархии универсума — отец (или отчая монада, ????? ???????, отчее начало, надмирная отчая бездна, а также отчий, или первый, ум и т. п.), трансцендентный миру, погруженный в безмолвие и невыразимый, иногда описываемый как невещественный тонкий огонь. Отец вместе с мощью и умом (каковой есть второй ум, а также 1еката, объединяющая отца и его мощь, демиург и мировая душа) составляют триаду умопостигаемого мира: в ней — засевы всех вещей, ее отблески — во всех мирах. Затем — боги, находящиеся выше небесных сфер (??????): передающие волю отца Иинги, уподобители и хранители, илистражи; и боги, находящиеся на небесных сферах (???????). Человеческая душа, искра небесного огня, по своеволию низвергается в здешний мир и облекается телом. Но если ей удается очиститься, она избегает неразумия рока, вновь восходит в мир горний и возвращается к отцу. Начиная с Ямвлиха, “Халдейские оракулы” становятся одним из священных текстов школьного платонизма в Сирийской, Пергамской и Афинской школах, чтение которого наряду с орфическими теогониями завершало курс платоновской философии. Совмещение содержащихся в “Халдейских оракулах” среднеплатонических элементов с платонизмом плотиновской и постплотиновской разработки составляло одну из существенных проблем в освоении этого текста; однако потребность в священном тексте, обострившаяся в платонизме, оценившем к концу 3 в. значение христианства и роль Священного Писания, заставляла находить решения. Авторы, наиболее отмеченные влиянием оракулов, — Порфирий, Ямвлих, Арнобий, Марий Викторин, Синесий, Прокл, Дамаский, Михаил Пселл, Георгий Гемист Плифон. Сочинение Порфирия “О философии, почерпнутой из оракулов” (большинство фрагментов в “Подготовке Евангелия” Евсевия), показывающее необходимость почитать разных оракулов, содержало (Леви) или должно было бы содержать (Доддс) отсылки и к “Халдейским оракулам”, хотя у большинства исследователей (начиная с Вольфа, издавшего эти фрагменты Порфирия в 1856) это вызывает сомнение. Но в “О нисхождении души” (множество цитат и ссылок прежде всего у Августина в кн. ? “О граде Божьем”, гл. 9,10,16, 21, 26—29) уже обильно цитируются “Халдейские оракулы”. Порфирий объясняет значение халдейской теургии для очищения неразумной части души и восхождения ее к горнему миру до уровня звезд, отводя более высокую роль философии, единственно способной полностью очистить избранные души и возвести их к более высокому началу. Помимо этого Порфирию принадлежали “Комментарий на [оракулы] Юлиана Халдея” (“Суда”), “Толкование [халдейских] оракулов” (loh. Lyd. De Mensibus 4,540) и некая книга, в которой толкуются (??? ????? ???????) “Халдейские оракулы” (Эней из 1азы, “Теофраст”, р. 45, 4 Colonna), их соотношение между собой и другими его сочинениями крайне проблематично. Благодаря Порфирию “Халдейские оракулы” знают латинские авторы (Арнобий, возможно, Лакганпий, Марий Викторин, Августин) и Синесий.
    В отличие от Порфирия Ямвлих и вслед за ним Прокл, по замечанию Пселла, признают превосходство “Халдейских оракулов” перед методами традиционной греческой философии. Ямвлиху принадлежало сочинение о “Халдейских оракулах”, Дамаский (De prim. princ. II l, l, p. l, 8 'Vfesterink и примечания к этому месту на с. 215—216) ссылается на 28-ю кн. его “Халдейской теологии”. Однако в дошедших до нас его сочинениях — прежде всего в “Египетских мистериях” — можно найти только аллюзии к “Халдейским оракулам” (сводка в изд. des Places, p. 24—29). Прокл изучал тексты Порфирия и Ямвлиха, посвященные “Халдейским оракулам” (Marin. Vita Procli, 26), и сам написал к ним комментарий.
    Характер текста и, вероятно, историю создания “Халдейских оракулов” на основе свидетельств Михаила Пселла, опиравшегося на Прокла (см. Appendice в изд. des Places), можно представить так: Юлиан Халдей мог вопрошать самого Платона и фиксировать как оракулы платоновские речения, которые сходили с уст Юлиана-сына, которого он использовал как медиума (А. Д. Саффре). Само появление этого текста в конце 2 в. свидетельствует о том, что язычники оценили значение Священного Писания христиан для построения истинного учения (ср. '???&??? ????? Цельса) и таким экстравагантным образом обеспечили последующий платонизм “священным текстом”.
    Фрагм.: Kroll W. De oraculis Chaldaicis. Breslau, 1894 (repr. Hildesheim, 1962); Oracles Chaldaique avec un choix de commentaires anciennes, texte et. et trad. par Ed. des Places, 3-е tir. revu et corrige par A. Segonds. P., 1996. Лит.: Eclogae e Procio de philosophia chaldaica, ed. A. Jahn. Halle, 1891; Bideti. Vie de Porphyre. Gand., 1913 (repr. Hildesheim, 1964); Theiler W. Die chaldaischen Orakel und die Hymnen des Synesios. Halle, 1942, перепечатано в: Forschungen zum Neuplatonismus. B., 1966; Cumont F. Lux perpetua. P., 1949; Festugiere A.-I. Hermetisme et mystique paienne. P., 1967; Idem. La Revelation d'Hermes Trismegiste, vol. 3. P., 1953; Kroll G. De oraculis chaldaicis. Breslau, 1894 (repr. Hildesheim, 1962); Levy H. Chaldaen Oracles and Theurgy. Le Caire, 1956; nouvelle edition par M.Tardieu. P., 1978 (в этом новом издании Complements, среди которых: Dodds E. R. New Light on the “Chaldaean Oracles” e Hadot. P., Bilan et perspectives sur les “Oracles chaldaiques”); Saffrey H. D. Les neoplatoniciens et les oracles chaldaiques.— “Revue des Etudes Augustiniennes” 1981, 27, p. 209—225 (= Recherches sur le neoplatonisme apres Plotin. P., 1990, p. 63—79); Idem. Nouveaux oracles chaldaiques dans les scholies du Paris. Gr. 1853.— “Revue de Philologie”, 1969, 43, p. 59—72 (= Recherches sur le neoplatonisme apres Plotin. P., 1990, p. 81—94); Woodhouse G. M, Gemistos Plethon. The Last of the Hellenes. Oxf., 1986 (особенно р. 48—61: The Chaldaen Oracles); Hadot P. Theologie, exegese, revelation, ecritures, dans la philosophie grecque.— Les regles de l'interpretation, ed. par M. Tardieu. P., 1987.
    Ю. А. Шичалин ХАЛКИДИЙ — см.Калкидин.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1013
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ДРЕВО ПОРФИРИЯ"
  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ВИКТОРИН МАРИЙ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Его Высокопреосвященство
  • Канон Священного Писания
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лингвистика текста
  • Лотос, Владыка его
  • МАРИЙ ВИКТОРИН
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • после этого значит по причине этого
  • роль и значение кельтской мифологии
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Халдейские маги
  • ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ
  • Халдейские Христиане



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь