|
ПЕТР ДАМИАНИПЕТР ДАМИАНИ (Petrus Damiani) (ок. 1007-1072) — ит. средневековый теолог и философ, кардинал-епископ Остийский. Первый сформулировал положение о том, что философия является служанкой теологии («Философия должна служить Священному Писанию, как служанка — своей госпоже»). Эту идею детально развил позднее Фома Аквинский: «...Она (теология) не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам». Идея подчиненного положения философии не означала, однако, в эпоху Средневековья принижения философии и ограничения суверенитета разума. Допущение соучастия разума и основанного на нем филос. знания в решении теологических проблем являлось, напротив, высокой оценкой возможностей рационального познания. П. Д., взгляды которого получили широкое распространение на его родине и в Германии, настаивал на самом широком использовании Библии и писаний отцов церкви в борьбе с инакомыслием и ересями. Он существенно способствовал укреплению авторитарности средневекового, и в частности теологического и филос. мышления. Выражая общую, но редко выходившую на поверхность тенденцию своей эпохи, П. Д. ограничивал действие логического противоречия закона: Бог не подчиняется данному закону, поскольку он не подчиняется вообще никаким законам; даже человеческое познание Бога требует соединения несовместимого. Ранее эту идею отстаивал Псевдо-Дионисий (Ареопагит), позднее — Николай Кузанский и др. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ПЕТР ДАМИАНИ (Petrus Damiani) (ок. 1007, Равенна,— 22.2.1072, Фаэнца), итал. ср.-век. теолог, представитель схоластики. Выступал против к.-л. применения логики к истолкованию таинств веры и считал, что «философия должна служить Священному писанию, как служанка своей госпоже». Это высказывание П. Д.— источник часто повторявшейся в ср. века формулы «философия— служанка богословия». В соч. «О божеств. всемогуществе», исходя из того, что невозможное во времени возможно в вечности, доказывал, что бог может сделать бывшее небывшим. Канонизирован католич. церковью. Migne PL, v. 145; De divina ornnipotentia e altri opuscoli, ed. . Brezzi, Firenze, 1943. Endres J. A., Petrus Damiani und die weltliche Wissenschaft, Munster, 1910 (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 8, H. 3); Blum O. J., St. Peter Damian, his teaching on the spiritual life, Wash., 1947. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ПЁТР ДАМИАНИ ПЁТР ДАМИАНИ (Petrus Damiani) (род. 1007, Равенна – ум. 1072, Фаэнца) – итал. схоласт; кардинал-епископ Остийский. Защищал необходимость изучения Библии и писаний отцов церкви в борьбе с диалектикой и риторикой. Его взгляды получили большое распространение в Италии и Германии. Первым в период средневековья сформулировал принцип, согласно которому философия играет служебную роль по отношению к теологии. Философский энциклопедический словарь. 2010. ПЕТР ДАМИАНИ ПЕТР ДАМИАНИ (Petrus Damiani, итал. San Pier Damiani) (1006/1007, Равенна—22/23 февраля 1072, Фаэнца) — средневековый теолог (с 1828 официально “учитель Церкви”), религиозный реформатор, гимнограф. “Магистр свободных искусств” после обучения в Равенне, Фаэнце и Парме, с 1035 отшельник и с 1043 приор пустыни в Фонте Авеллана, с 1067 кардинал и епископ Остии на стороне Александра II против антипапы Гонория II. Один из главных борцов на Латеранском соборе 1059 против симонии (купли-продажи духовных званий), за добровольную бедность, целибат (безбрачие) священства, за инвеституру (папское посвящение) светских властей. Настаивая на абсолютной исключительности божественного начала (создатель естества может отменить природную необходимость; правило непротиворечия обязательно для природной скудости, но не простирается на величие Бога), Петр Дамиани демонстративно принижал “диалектику”, т. е. логическое и филологическое знание (“моя грамматика — Христос”), хотя его сочинения показывают риторическое мастерство и остроту мысли. Его полемически заостренные тезисы стали предметом широкого обсуждения в схоластике, особенно тезис о том, что Бог может сделать бывшее небывшим, и принцип “философия — служанка богословия”, присутствовавший уже у Филона Александрийского, но приписанный Петру Дамиани, впрочем, не отрицавшему самостоятельности философии в своей области и отводившему ей подсобную роль лишь при разборе “священных предметов”. Соч.: MPL, 1.144—145; Selected writings on the spiritual life, transi, and introd. P. McNulty, 1959. Лит.; Dressler F. Petrus Damiani: Leben und Werk. Rom, 1954. В. В. Бибихин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|