ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ


ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ
    ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ — радикальное направление католической теологии, зародившееся в странах Латинской Америки в 1970—80-х гг. и развивающееся не только как оригинальные теологические и философские поиски, но и как широкое социальное движение. Крупнейшими основателями и теоретиками теологии освобождения стали Густаво Гутьеррес (Перу), Уго Ассман, Леонардо Бофф, Хуан Собрино (Бразилия), Хуан Сканноне (Мексика), Хуан Луис Сегундо (Уругвай) и др.
    На развитие теологии освобождения большое влияние оказали II Ватиканский собор (1963—65), на котором была выдвинута социальная доктрина Католической церкви, радикально модернизированная в соответствии со “знаками времени”, и Вторая конференция СЕЛАМ — Латиноамериканского епископального совета, — состоявшаяся в 1968 в г. Медельин (Колумбия) и ознаменовавшаяся заметным “полевением” Латиноамериканской церкви. В последней произошел раскол — на традиционную церковь с ее невмешательством в политику, выполняющую традиционные задачи церкви, индивидуальное спасение души, проповедь терпения, смирения, и обновленческую, “либерационистскую”, теоретическим выразителем которой стала теология освобождения. Новое теологическое направление характеризовалось четкой социальной позицией его сторонников: участие в борьбе за освобождение народов Латинской Америки от социального, политического, экономического гнета, выход на арену политической борьбы не с оружием в руках, ас обновленным “Словом Божиим”.
    Основатели теологии освобождения обучались в крупнейших теологических центрах Европы и США, были хорошо знакомы с европейской философией, с теологиями, имеющими политическую окраску, — “теологией революции”, “теологией надежды”, “политической теологией”. Первоначально представители теологии освобождения в основном повторяли те концепции, которым они обучались в Европе, но, позже, следуя наставлениям СЕЛАМ, начали изучать конкретную ситуацию в Латинской Америке, проводя социологические и социографические исследования, организуя курсы, семинары, на которых доминировавшая прежде тема “вера и развитие” постепенно переходила в тему “вера и освобождение”. Основная идея появившегося направления теологии — политизация и историзация сознания верующих: межличностные отношения (отец — сын, мужчина — женщина, сестра — брат, хозяин — работник) являются политическими. Лейтмотивом теологии освобождения стало также осознание факта угнетения народных масс в Латинской Америке. Представители этого направления пытались переосмыслить все содержание христианства, исходя из требований освобождения и принимая во внимание специфические условия стран континента. Г. Гутьеррес называет теологию освобождения “политической герменевтикой Писания”, критическим отражением христианской практики в свете Слова Божьего. В связи с этой основной задачей радикально пересматриваются традиционные теологические темы: эсхатология, экклезиология, экзегеза Библии.
    Особое внимание теологи освобождения уделяли герменевтике, адекватной, по их мнению, Библии и другим религиозным текстам. Они отвергали буквалистское понимание Библии. Задача богословов, по их мнению, заключается в том, чтобы раскрыть “огромный резерв значения”, таящийся в библейских текстах, а это можно сделать только используя данные социальных наук, прежде всего истории, особенно стран Латинской Америки.
    Многообразие различных точек зрения, существующих в теологии освобождения, объединяет признание приоритета практики над теорией (“ортопракгики” над ортодоксией) и использование марксистского анализа как метода познания социальной действительности. Заметное влияние на социально-политические взгляды латиноамериканских теологов оказала марксистская критика капитализма, учение о классах и классовой борьбе, о революции, экономических и политических принципах ликвидации социального гнета. Ориентированная на освободительную практику народа, на глубокое и достоверное познание социальной действительности, теология освобождения тем не менее подчеркивает, что Священное Писание остается единственным высшим источ
    ником христианской истины. Сама тема освобождения, по мнению теологов-либерационистов, является библейской. В Латинской Америке наименование “теология освобождения” было впервые применено в 1964, но только с 1968 оно приобрело политический смысл, как освобождение не только от первородного греха, но и от всех форм угнетения. Политическая функция теологии, по мнению теологов-либерационистов, — пророческая, критическая и освободительная. История едина, ее нельзя разорвать на священную историю спасения и секулярную историю. Царство Божие уже наступило, ибо социально-политические освободительные движения являются рационализацией спасения (внутри истории), и в них предвосхищаются признаки полного, священного спасения, которое уже близко и которое имплицитно включает милость Божию.
    В латиноамериканской теологии освобождения акцентируются идеи мессианства, профетизма; она видит современный кризис Католической церкви в том, что эта церковь во многом потеряла свою пророческую миссию и находится в плену у существующей общественной системы. Религия, по мнению теологов-либерационистов, должна выполнять роль иную, чем та, которую она выполняет в экономически развитых странах; теология же должна быть жизнеспособной в эпоху социальных перемен.
    Лит.: Scannone J. С. Teologia de la liberaciyn et praxis popular. Salamanca, 1976; Gutierre^G. Teologia de la liberaciyn. Perspectives. Salamanca, 1979; SegundoJ. L. The Liberation of Theology. N.Y, 1979; BoffL. Eglise: charisme et pouvoir: la theologie de la liberation. P., 1985; Theologie der Befreiung und Marxismus. Munster, 1986; Сох H. The silencing of Leonardo Boff: Vatican and the future ofred Christianity. N.Y, 1988.
    3. А. Заритовская

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1529
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ”
  • “НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ”
  • “ПЕРВООСНОВЫ ТЕОЛОГИИ”
  • “СУММА ТЕОЛОГИИ”
  • “ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ”
  • “ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА”
  • «НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ»
  • «ПЕРВООСНОВЫ ТЕОЛОГИИ»
  • «СУММА ТЕОЛОГИИ»
  • КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
  • Катехизис католической церкви
  • НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ
  • ТЕОЛОГИИ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА
  • ТЕОЛОГИЯ
  • ТЕОЛОГИЯ
  • ТЕОЛОГИЯ
  • ТЕОЛОГИЯ
  • ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  • ТЕОЛОГИЯ НАДЕЖДЫ
  • ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА
  • ТЕОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ
  • ТЕОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ
  • Теология
  • Теология
  • Теология освобождения
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ наука, в частности в католич. теологии,
  • Церковные степени и должности в Римско-католической церкви
  • ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
  • ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, также м о ральная теология
  • теология



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь