Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
СЯО ТИСЯО ТИ СЯО ТИ (сяо ди) (кит. — сыновняя почтительность /благочестие и почитание старшего брата) — категории китайской философии, гл. о. конфуцианской этики. В “Лунь юе” сяо ти толкуются как “корни гуманности (жэнь)” и гарант соблюдения общественных установлений (I, 2), а также “[основа] управления” (II, 21). Понятие “сяо” встречается еще в “Шу цзине”, где “совершенномудрый” Чжоу-гун (11 в. до н. э.) применяет его в качестве определения одного из непременных свойств человека. В 4—2 вв. до н. э. категории “сяо” был посвящен специальный трактат, во 2 в. до н. э. получивший статус канона, — “Сяо цзин” (“Канон сыновней почтительности”). В конфуцианской традиции он считается записью поучений, адресованных Конфуцием ученику Цзэн-цзы. Имел хождение в дву?с версиях — “школы текстов новых письмен” и “школы текстов старых письмен”. Известная ныне версия “Сяо цзина” опирается на комментарий 10 — нач. 11 в., ее аутентичность сомнительна. Там сяо определяется как “корень добродетели”, из которого “рождается всякое учение” (гл. 1). В оппозиционном конфуцианству памятнике “Мо-цзы” сяо интерпретируется как доставление “пользы/выгоды” исключительно старшим родственникам и исходящая из этого ущербная любовь. “Дао дэ цзин” возможность “возвращения народа к сыновней почтительности и милосердию” связывает с решительным отказом от “гуманности” и “долга/справедливости” как факторов деградации мироздания. В даосском трактате “Тай пич цзин” человек как “сын Неба и Земли” объявляется “непочтительным сыном” в том случае, если не стремится к гармонии с природой и служению ей. В конфуцианской традиции получил распространение тезис об “управлении/врачевании (чжи) Поднебесной посредством сыновней почтительности”, которая рассматривалась как главная задача обучения и воспитания, основной идеологический устой общества. Лит.: ХуанДэши. Сяо цзин цзинь чжу цзинь и (“Канон сыновней почтительности” с современным комм. и современным пер.). Тайбэй, 1979. А. Г. Юркевич Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|