|
ПАРАПСИХОЛОГИЯПАРАПСИХОЛОГИЯ (от греч. para — около, возле; psyche — душа; logos — слово, учение) — изучение необычных феноменов предвидения, телепатии и других, нуждающихся в объяснении психических явлений, которые не подпадают под наличные физические или психологические объяснения. Термин «П.» предложен П. Бойраком (1893). Т. Райн ввел понятие «пси-феномена» и разделил такие феномены на два вида: когнитивные и физические (пси-гамма-феномены и пси-каппа-феномены). К первым, называемым также экстрасенсорным восприятием, относятся ясновидение, способность к предсказанию, телепатия (прямая коммуникация между двумя сознаниями, возможно разделенными большим пространством, обходящаяся без обычного участия органов чувств); ко вторым — психокинез, т.е. духовное воздействие на материальные объекты на расстоянии. Телепатия является частным случаем телегнозиса — такого знания о состоянии чужого сознания, которое получается, как можно думать, не путем восприятия телесных движений др. человека и не благодаря каким-то иным физическим воздействиям, посредством которых обычно устанавливается связь между сознаниями. Вопрос о том, можно ли иметь знание о мыслях др. человека, фактах или будущих событиях без использования обычных сенсорных каналов, остается открытым. Вера в существование такого знания распространена с древнейших времен, но она обычно обосновывалась ссылками на сверхъестественные силы. Научных и прежде всего твердо установленных эмпирических оснований для такой веры пока нет. Еще проблематичнее возможность существования парапсихологических феноменов физического характера: выпадение определенной комбинации цифр при игре в кости или конкретный расклад карт при сдаче по мысленному приказу человека; перемещение предметов одним усилием воли; преодоление благодаря только такому усилию гравитации (левитация); передвижение, нередко разрушительное, предметов при полтергейсте и т.п. Из П. иногда делались выводы о существовании параллельной, чисто духовной реальности, о возможности общения с духами и т.п. Более осторожные сторонники П. считают парапсихологическую деятельность реально существующей, но отвергают ее спиритическое обоснование. Противники П. обосновывают свои взгляды тем, что пси-феномены совершенно не вписываются в сложившуюся научную картину мира и что все должно объясняться с помощью естественных факторов, а не путем постулирования еще одной, доступной лишь избранным, реальности. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ПАРАПСИХОЛОГИЯ (от греч. para около, возле, против и психология) наука о проявлениях душевных сил, которые должны объясняться с естественнонаучной точки зрения, хотя и не являются таковыми по своей природе. В соответствии с исследованиями Раина. говорят о пси-феноменах (см. Парапсихологический феномен), различая при этом пси-гамма-феномены (явления восприятия: ясновидение, предвидение будущих результатов) от псикаппа-феноменов (явлений, связанных с движениями: психокинез, т.е. духовное воздействие на объект на расстоянии). В кругу серьезных ученых сомнений в реальности психофеноменов почти нет. Философский энциклопедический словарь. 2010. ПАРАПСИХОЛОГИЯ область психологич. исследований, изучающая в основном: 1) формы чувствительности, обеспечивающие способы приема информации, не объяснимые деятельностью известных органов чувств; 2) соответствующие формы воздействий одного живого существа на другое. Большинство представителей совр. П. обозначают объект своего исследования как "сверхчувств. восприятия" (ESP – Extrasensory perception) и относят к ним телепатию – "чувствование" состояния другого живого существа; "сверхчувственное" восприятие объективных событий (clairvoyance); предсказание или предвосхищение, не могущее быть основанным на суждениях разума. До сего времени мн. ученые сомневаются в правомерности отнесения П. к категории науч. дисциплин. Скептицизм основан на том, что явления П. не удается объяснить в рамках совр. науки. Это дает повод, с одной стороны, к их спиритуалистич. и мистич. трактовке, с другой – к обвинению сторонников П. в слепой вере в чудеса, в признании сверхъестественного. Недоверие к П. усиливается еще и потому, что не столь уж редки случаи мистификации и обмана при демонстрации парапсихологич. явлений. Исследование этих явлений неизменно поднимает общий вопрос о достоверности науч. знания. Известно, что на определ. этапах развития науки допустима уверенность в существовании явлений, к-рые экспериментально еще не научились воспроизводить (напр., никто не сомневается в существовании сновидений). Как правило, явления П. невоспроизводимы или воспроизводимы с трудом. Это также одна из причин недоверия к ?. со стороны тех ученых, к-рые считают подлинными и достоверными лишь факты, могущие быть воспроизводимыми при воспроизведении условий опыта. Трудность постановки экспериментов в области П. обусловлена в первую очередь своеобразием парапсихологич. феноменов. Они возникают при особых состояниях и их нелегко искусственно вызвать к жизни. Состояния, при к-рых появляются феномены П., крайне лабильны, неустойчивы: они исчезают, как только к.-л. внешние или внутр. условия оказываются для них неблагоприятными. Высказывается взгляд, что далеко не все люди способны приобретать то особое состояние, при к-ром создается почва для парапсихологич. явлений. Как полагают представители П., даже при соблюдении благоприятных условий не удается длительно сохранять те состояния, при к-рых возможно проявление парапсихологич. феноменов. Начало более или менее систематич. наблюдений за парапсихологич. феноменами можно отнести к янв. 1882, когда в Лондоне было создано "Общество для изучения психических явлений" (SPR – Society for Psychical Research). Этому предшествовал долгий донауч. период собирания передаваемых устно сведений и наблюдений, достоверность к-рых покоилась лишь на рассказах людей, испытавших особые состояния с явлениями телепатии и др., а также на показаниях свидетелей и очевидцев. Поэтому первые шаги общества SPR были направлены на постановку контролируемых наблюдений и экспериментов над субъектами, обнаруживавшими способности к "чтению мыслей". В результате часть способностей такого рода удалось объяснить идеомоторными явлениями. Ученые, причастные к естеств. наукам, обратили внимание на особое значение самого способа контакта, к-рый устанавливался между людьми, участвовавшими в опытах с "отгадыванием мыслей" (сейчас их принято называть индуктором и перципиентом). В этой связи стали придавать большую роль "мускульному чувству". Однако в ряде случаев между индуктором и перципиентом не возникал чувств. контакт, и гипотеза "мускульного чувства" оказывалась уязвимой. Поэтому возникла тенденция приписывать такие способности действию сферы подсознательного. Осн. факты, к-рыми оперировали приверженцы П. на раннем этапе ее развития, когда термина "П." и понятия ESP еще не было, сводились к следующему: 1) нек-рые люди умеют выполнять действия, задуманные др. лицами, при гарантированной условиями опыта невозможности сознат. подсказки или иного способа нарочитой передачи информации; 2) возможна мысленная передача ощущений – болевых, вкусовых и др., причем восприемник этих ощущений (перципиент) воспроизводит не только характер ощущений, но и их локализацию (напр., в случае болевых, ощущений); 3) возможно воспроизведение перципиентом зрит. образов – цвета, формы, числа, рисунка и др., задумываемых индуктором, как в состоянии бодрствования, так и в гипнотич. состоянии перципиента; 4) возможны явления синхронного сопереживания отделенных большим расстоянием двух субъектов, т.е. спонтанное возникновение сходных эмоц. состояний и их взаимодействие. Большинство приверженцев П. склонялось к спиритуалистич. трактовке этих фактов, хотя многие из них декларировали верность естеств.-науч. позиции. Одним из инициаторов активного изучения явлений П. был рус. ученый Бехтерев, широко осветивший проблему "мысленного" воздействия в контексте своего учения о роли внушения в медицине и в обществ. жизни и значительно углубивший исследования своего предшественника Тарханова, автора первых рус. работ по П. Не отвергая в принципе возможности необычных способов приема и передачи информации от одного человека к другому, Бехтерев резко возражал против спиритуалистич. объяснения этих явлений. Он подчеркивал, что способность передачи мысли от человека к человеку или к к.-л. живому существу обнаруживается обычно в особом состоянии человека – гипнотическом, для к-рого характерна особенно повышенная восприимчивость по сравнению с состоянием бодрствования (совр. исследования во многом подтверждают т. зр. Бехтерева). Лично и в сотрудничестве с В. Дуровым Бехтерев экспериментально изучал мысленное внушение у животных. Предполагая, что животное может "угадать" задание по выражению лица индуктора, он в ряде опытов применял искусств. прием: индуктор (В. Дуров) придавал своему лицу выражение, явно не соответствующее смыслу приказа; в др. опытах на глаза индуктора надевалась повязка. Для совр. П. особый интерес представляют выводы Бехтерева о способах мысленного внушения, о содержании сознания и направленности внимания индуктора в момент, когда процесс внушения достигает кульминации, разрешающейся мысленным приказом животному. Хотя с т. зр. требований, принятых в совр. ?., опыты Бехтерева не могут считаться убедительными, т.к. в них не полностью была исключена возможность бессознат. чувственного воздействия на подопытных животных, все же выводы, к к-рым пришел Бехтерев, стали основой, на к-рой впоследствии строили свои исследования сторонники эксперимент. П., его ученики и продолжатели как в СССР, так и в др. странах. Перенося полученные на животных данные на область межчеловеч. отношений, Бехтерев высказал предположение о возможном участии какого-то вида лучистой энергии в осуществлении мысленного воздействия одного индивида на другого (см. его ст. в журн. "Обозрение психиатрии", 1904, No 8 и его кн. "Психика и жизнь", 2 изд., СПБ, 1904). Линия исследований Бехтерева в области П. была продолжена сов. физиологом Л. Л. Васильевым. Зарубежная литература по П. насчитывает неск. тысяч названий. В ряде стран выходят периодич. издания, отражающие, как правило, деятельность спец. ин-тов по П. Если не говорить об ученых, упорно отрицающих за П. право называться наукой, и о спиритуалистич. направлении П., то совр. состояние позитивных исследований в этой области знания можно охарактеризовать неск. тенденциями: 1) Готовность признать описываемые в П. явления реально существующими, но не поддающимися науч. исследованию совр. методами; отсюда вывод о бесполезности и бессмысленности затраты времени и усилий на такие исследования; 2) Попытки выделить из всего круга явлений П. только такие, к-рые доступны науч. анализу и находят хотя бы гипотетич. объяснение в рамках совр. естеств.-науч. представлений; 3) Отнесение явлений П. к категории еще не изученных физич. процессов. Из попыток, направленных на поиски объяснений явлений П. с позиций совр. физики, в частности радиофизики, заслуживают упоминания работы польского ученого С. Манчарского, склоняющегося на основании собств. исследований и анализа работ др. ученых к выводу, что т.н. паранормальные феномены – это обычные физич. явления, основанные на перенесении электромагнитной энергии, и что, несмотря на свою незначит. величину, эта энергия поддается расчетам и измерениям (см., напр., ст. "Новые возможности воздействия на органы чувств человека" в журн. "Зарубежная радиоэлектроника", 1964, No 7). В совр. эксперимент. П. наметились свои особые методич. приемы. Один из них состоит в мысленной передаче индуктором перципиенту импульса или готовности к выбору одной определ. фигуры из пяти возможных (круг, крест, квадрат, волнистые параллельные линии, пятиконечная звезда). Сам индуктор извлекает одну карту из пачки тщательно перетасованных карт (т.н. карты Зеннера). Изображенная на карте фигура мысленно внушается на расстоянии перципиенту. В одном эксперимент. сеансе осуществляются 25 мысленных внушений. Опыт считается результативным, если число "угаданных" фигур заметно превосходит 20% совпадений, т.е. процент возможных случайных совпадений. Др. распространенный метод – мысленное внушение зрит. образа или определ. цвета с предварит. введением перципиента в гипнотич. состояние, при к-ром, как известно, обостряются все виды чувствительности. В последние годы в ?. начали применяться методы биофизики, электрофизиологии, радиоэлектроники и др. При всей спорности вопросов, возбуждаемых П., едва ли правомерно рассматривать эту область психологич. исследований как враждебную филос. материализму только на том основании, что П. допускает существование не известных еще форм чувствительности и, следовательно, возможность расширения средств познават. деятельности, к-рые в конечном счете, по убеждению представителей естеств.-науч. направления П., уходят своими корнями в сферу чувств. познания. Лит.: ?ьюк X., Дух и тело, действие психики и воображения на физич. природу человека, пер. с англ., М., 1888; Герней Э., Майерс Ф., Подмор Ф., Прижизненные призраки и другие телепатич. явления, пер. с англ., СПБ, 1893; Бехтерев В. М., Внушение и его роль в общественной жизни, СПБ, 1908; его же, Об опытах над "мысленным" воздействием на поведение животных, "Вопр. изучения и воспитания личности", 1920, No 2; ?арханов И. Р., Внушение, гипнотизм и чтение мыслей, СПБ, 1905; его же, Телепатия и беспроволочный телеграф, "Знание и жизнь", 1905, No 4; Лосский, Восприятие чужой духовной жизни, "Логос", 1914, т. 1, вып. 2; Лазарев П. П., Физико-хим. основы высшей нервной деятельности, М., 1922; Петровский ?. ?., Телепсихич. явления и мозговые радиации, "Телеграфия и телефония без проводов", 1926, т. 7, No 1 (34); Васильев Л. Л., Эксперимент, исследования мысленного внушения, Л., 1962; его же, Таинств. явления человеч. психики, М., 1963; Cazzamalli F., Les Ondes..., Compte rendu de III-e congres International de Recherches Psychiques, P., 1928; [International] Journal of Parapsychology. Parapsychology Foundation, Durham, 1937; Sсhrenсk-Notzing A. von, Grundfragen der Parapsychologie, Stuttg., 1962; Soal S. G. and Bateman F., Modern experiments in telepathy, L., 1954; Amadou R., La parapsychologie (Essai historique et critique), P., 1954; West D. J., Tests for extrasensory perception. An introductory guide, L., 1954; Zorab G., Bibliography of parapsychology, N. Y., 1957; Proceedings of four conferences of parapsychological studies. Parapsychology foundation, N. Y.,1957; Rhine J. В., Pratt J. G., Parapsychology, Springfield (Ill.), 1957; Rhine Louisa R., Hidden channels of the mind, N. Y., 1961; Pratt J. G., Parapsychology, [?. ?.], 1964. С. Геллерштейн. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|