|
ПРАДЖНЯПАРАМИТЫ СУТРЫПРАДЖНЯПАРАМИТЫ СУТРЫ ПРАДЖНЯПАРАМИТЫ СУТРЫ (санскр. prajnдparamitд-sьtra — сутры о совершенстве мудрости) — цикл самых ранних текстов буддизма махаяны (классическое число —18), содержащих, согласно традиции, слова самого Будды, услышанные его учениками; послужили основой для развития более поздней философской и религиозной литературы этого направления буддизма. Создавались в 1—3 вв. на санскрите. Древнейший текст цикла — “Аштасахасрикапраджняпарамита-сутра” (“Сутра о совершенстве мудрости в восемь тысяч стихов”) — датируется 1 в. н. э. Создание двух других известных текстов — “Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутры” (“Сутра Алмазного громовика Совершенной Мудрости”, или “Алмазная сутра”) и “Хридая-сутры” (“Сутра Сердца”) — относится к периоду с 150 по 200 г. Оба они представляют собой извлечения из более обширного текста— “Махапраджняпарамита-сутры” (“Великая сутра о совершенстве мудрости”, состоящая из двухсот тысяч стихов). Остальные сутры также являются разными числовыми варициями этого текста, о чем свидетельствуют их названия — “Панчавимшатика” (“Двадцать пять тысяч стихов”), “Дашасахасрика” (“Десять тысяч стихов”), “Сапташатика” (“Семьсот стихов”) и т. п. Близкой к праджняпарамитским сутрам считается “Вималакиртинирдеша-сутра” (“Сутра Вималакирти”). Праджняпарамитские сутры провозглашают праджню (мудрость) высшим совершенством (парамитой) и самым действенным средством достижения освобождения — нирваны. Природа праджни есть осознание взаимозависимости и внутренней пустоты (шунытш) всех вещей, а также мыслей о них. Нирвана отождествляется с вневербальным и внерациональным проникновением в пустоту всего процесса перерождения (сансары). Однако подчеркивается, что такая трактовка нирваны, как и др. ключевых понятий буддизма, не должна становиться догматической доктриной. Праджняпарамитские сутры стремились придать высшим буддийским ценностям как более популярное, так я более мистическое звучание. Идеи сутр развивали Нагарджуна и др. махаянские мыслители. “Алмазная сутра” и “Сутра сердца” особенно популярны в Центральной Азии, Тибете, Китае, Корее и Японии. В. Г. Лысенко ?РАДХАНА — см. Пракрити. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|