|
ПЛУТАРХ АфинскийПЛУТАРХ Афинский ПЛУТАРХ (??????????) Афинский, сын Нестория (ум. 432) — греческий философ-неоплатоник, первый “диадох” Академии, введший в нее благодаря Приску и Ямвлиху Младшему платонизм ямвлиховской ориентации, по существу — основатель неоплатонической школы в Афинах, размещавшейся в его доме вплоть до закрытия в 529. Дед Плутарха, также Несторий, был иерофантом и, по свидетельству историка Зосимы (Hist. IV 18, р. 172.27—173.20 Mendelsohn), совершением соответствующих обрядов Афине и Ахиллу спас Афины от землетрясения в 376. Однако сам Плутарх скорее придерживался интеллектуалистской позиции и сдержанно относился к теургическим увлечениям Ямвлиха и его последователей. Написал комментарии к ряду диалогов Платона и толковал Аристотеля, учитывая точку зрения Александра Афродисийского (с которым он не соглашался по ряду вопросов — ср. свидетельства: Philop. In De an. р. 21,20—23 Hayduck; Simpl. In De an. p. 302, p. 23—29 Hayduck, etc.). Его сотрудником и преемником был Снрчан, с ним он читал *0 душе” Аристотеля и платоновского <Федона” (35 цитат из комментария Плутарха на текст Аристотеля “О душе” в комментариях на этот трактат у Иоанна Филопона и Симпликия, ссылки в комментариях на “Федона” Олимпиодора и Дамаския). Прокл, ставший преемником Сириана по руководству школой, упоминает толкование Плутарха на “Парменида”. Плутарх комментировал также “Горгия”. Среди его учеников — Гиерока Александрийский. Плутарх учил о сверхбытийном Едином (его формулировки соотносимы с Анонимным комментарием на “Парменид” Платона). Его концепция;“доксы”-мнения и “фантасии”-воображения как центральных способностей души, связывающих ее не только с чувственно воспринимаемым миром, но и со сферой Ума (откуда именно душа черпает образцы для математических построений), оказала влияние на Прокла. Фрагм.: Plutareo di Atene. L'uno, l'anima, le forme, ed. D. P. Taonnina. Firenze, 1989. Лит.: Blumenthai H. J. Plutarch's exposition of the De anima and the psychology of Proclus.— De Jamblique a Proclus. undoevres—Gen., 1975, p. 123—147 (Entretiens sur l'antiquite classique, t. XXI). Ю. А. Шталин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|