“ОРГАНОН”


“ОРГАНОН”
    “ОРГАНОН” (греч. ???????, лат. organum — орудие, инструмент) — общее название логических сочинений Аристотеля. Принято считать, что поздняя античность усвоила это название вслед за первым издателем и комментатором Аристотеля Андроником Родосским (1 в. до н. э.), который поместил в своем издании логические сочинения в начале корпуса и назвал их “инструментальными книгами” (???????? ??????), опираясь на то, что Аристотель подчеркивал пропедевтическую функцию логики относительно других наук (Top. 108b9; Met. IV, 3, 1005b3-5; IV, 4, 1006а5-7). Композиционным принципом Андроника было расположение трактатов соответственно увеличивающейся сложности их содержания: в “Категориях” Аристотель анализирует отдельное слово, в “Герменевтике” — простое предложение, в “Первой аналитике” представлено учение о силлогистическом выводе, во “Второй аналитике” — о научном доказательстве, в “Топике” описывается диалектический диспут, а заключительные слова последней книги (IX, 34,183a37—184b9) относятся ко всему “Органону”.
    В настоящеее время считается установленным, что (1) все трактаты “Органона” подлинны; (2) все они — частично авторские записи к лекциям, частично конспекты лекций, составленные слушателями, но просмотренные, исправленные и дополненные самим Аристотелем; (3) все трактаты неоднократно переделывались с учетом новых результатов, полученных Аристотелем, т е. содержат разновременные хронологические пласты.
    Существует несколько различных схем относительной хронологии сочинений “Органона”. Однако наиболее вероятным представляется, что “Органон” был написан в академический период жизни Аристотеля в последовательности: “Категории”, “Об истолковании”, “Топика” (Il—Vil, VIII, I, К) и “Аналитики”. Возможно, что работа над некоторыми главами разных сочинений велась параллельно.
    Известно около 250 средневековых греческих рукописей “Органона” (полных или частичных), а также латинские, арабские, сирийские и армянские переводы. Editio princeps “Органона” вышло в издательстве Альда Мануция (Венеция, 1495). Состав “Органона”: 1) “КАТЕГОРИИ” (??????????, Praedicamenta). В тракгатеописываются самые общие предикаты (категории), которые можно высказать о любом объекте: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, претерпевание (подробнее см. “Категории”). В Античности, Средние века и эпоху Возрождения “Категории” комментировались огромным количеством авторов. Значительное влияние на схоластическую философию оказала аристотелевская идея о различении первичных и вторичных субстанций (первых и вторых сущностей). Сохранились греческие комментарии неоплатоников: Порфирия (во “Введении” к “Категориям” Аристотеля Порфирий намечает иерархическую схему классификации категорий, представленную потом в виде “древа” (arbor Porphyriana); Порфирий составил также комментарий на “Категории” в диалогической форме; тексты Порфирия послужили одним из отправных элементов в формировании средневековой проблематики о природе общих понятий (universalia); далее — Аммония, Симпликия (предпринял попытку интерпретировать “действие” и “претерпевание” как частный случай категории “отношение”); Олимпиодора, Филопона и Элия. Большое количество комментариев на этот текст утрачено, в т. ч. комментарий римского стоика Корнута (1в.; подчеркивал параллелизм между категориями Аристотеля и грамматическими элементами греческого языка).
    2) “ОБ ИСТОЛКОВАНИИ” (???? ?????????, De interpretatione). Русский перевод Э. Л. Радлова (1891). Русское название этого трактата представляет собой кальку с его латинского заглавия. Оно лишь приблизительно соответствует греческому оригиналу: собственно “о [языковом] выражении [мысли]”. Западноевропейские ученые называют этот трактат “Герменевтикой”. Трактат излагает теорию суждения, которая может рассматриваться как семиотическая основа ассерторической и модальной силлогистик. Сохранились комментарии на “Герменевтику” неоплатоников Аммония и Стефана Александрийского.
    3) “ПЕРВАЯ АНАЛИТИКА” (????????? ???????, Analytica priera) (2 книги). Аристотель излагает здесь теорию аналитического силлогизма и описывает аксиоматизированные системы ассерторической и модальной силлогистик. Система Аристотеля использует 3 силлогистические фигуры из 4-х фигур традиционной логики. Кроме того, здесь описываются некоторые недедуктивные способы рассуждения: индукция, доказательство от примера, отведение.
    “Вторая аналитика” ('????????? ??????, Analytica posteriora) (2 книги). Русские переводы “Аналитик”: Н. Н. Ланге (1891—1894), Б. А. Фохта (1952). Излагаются основы методологии доказывающих (дедуктивных) наук, основы теории доказательства и теории дефиниции. Теория дефиниции опирается на более раннее учение о предикабилиях, изложенное в “Топике”. Различением “Первой” и “Второй аналитики” мы обязаны, по-видимому, Андронику. Сам Аристотель все четыре книги цитирует под общим названием “Аналитика”. Наиболее известные античные комментаторы “Аналитик”: Александр Афродисшский (характерно толкование стоической пропозициональной логики в качестве своеобразной метасистемы по отношению к аристотелевской силлогистике), Фемистий (составил парафраз “Второй аналитики”, отделив аристотелизм от платонических напластований), Иоанн Филопон (в его комментарии, вероятно, впервые для иллюстрации силлогистических закономерностей применяются идеографические средства (незамкнутые дуги); для его комментария ко “Второй аналитике” характерна тенденция преодолевать логико-гносеологические трудности за счет семиотике-грамматических диетинкций). Проб (его комментарию принадлежит важная роль в процессе проникновения и распространения теорий “Аналитик” на Востоке), Аммоний (подразделяет силлогизмы на категорические, гипотетические и получающиеся посредством присоединения к посылке дополнительного предложения). В Западной Европе “Аналитики” стали известны лишь в 12 в., когда был опубликован их перевод на латинский язык.
    4) “ТОПИКА” (??????, Topica) (8 книг). В трактате излагается методология античной диалектики, существовавшей в таких формах, как диалектика спора и исследование научных проблем посредством выявления и разрешения трудностей (апорий). Аристотель выявляет общую логическую основу различных практических применений диалектики и создает т. о. новую научную дисциплину (подробнее см. “Топика”). Из многочисленных греческих комментариев к “Топике” сохранились комментарии Александра Афродисийского.
    “О софистических опровержениях” (???? ?????????? ???????, De sophisticis elenchis). Это не самостоятельный трактат, а К книга “Топики”. Классификация софизмов и паралогизмов в К книге тщательно изучалась в Средние века и почти полностью вошла в учение традиционной логики о т. н. логических ошибках. С современной точки зрения особое значение имеет анализ парадокса о лжеце (180а35—Ь7), фактически стимулировавший возникновение в Средние века логических трактатов на тему “de insolubьibus” (о неразрешимых предложениях, в которых первоначально рассматривалась проблема семантических антиномий).
    Библ.: During I. Aristoteles. Hdlb., 1966; Brandis Chr. Uber die Reihenfolge der Bucher des aristotelischen Organons. B., 1833. “ОБ ИСТОЛКОВАНИИ”: Brandt R. Die aristotelische Urteilslehre. Untersuchungen zur “Hermeneutik”. Marburg, 1965; Hinlikka K.J. Time and Necessity. Studies of Aristotle's Theory of Modality. Oxf., 1973. “АНАЛИТИКИ”: Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959; BeckerA. Die aristotelische Theorie der Moglichkeitsschlusse. B., 1933; PatygG. Die aristotelische Syllogistik. Logisch-philologische Untersuchungen uber das Buch A der 'Ersten Analytiken'. Gott., 1969; Ebbinghaus K. Ein formales Modell der Syllogistik des Aristoteles. Gott., 1964. См. также лит. к ст. “Категории”, “Топика”.
    Е. Г. Парфенова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 890
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “КАТЕГОРИИ”
  • “СИСТЕМА ЛОГИКИ СИЛЛОГИСТИЧЕСКОЙ И ИНДУКТИВНОЙ”
  • “ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ”
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • АБСОЛЮТНЫЕ КАТЕГОРИИ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ
  • АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
  • АНАЛИТИКИ
  • АРИСТОТЕЛЬ
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • Иллюзия Аристотеля
  • История как проблема логики
  • КАТЕГОРИИ
  • КАТЕГОРИИ
  • КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
  • Категории
  • Категории Сатир
  • Категории Сатир
  • МОДАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ
  • О природе логики
  • Первая и Вторая книги Царств
  • Система логики силлогистической и индуктивной
  • ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  • аналитика первая и аналитика вторая
  • иллюзия Аристотеля
  • категории
  • категории сна
  • категории сновидений
  • семантические категории
  • язык логики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь