|
“ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ”“ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ” “ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ” — социально-политическое направление в российском либерализме конца 19 в., стремившееся обосновать неизбежность развития России по капиталистическому пути, используя в той или иной степени учение Маркса, особенно идеи закономерной смены феодальной формации капиталистической и исторической прогрессивности капитализма по сравнению с феодализмом. Возникло в 90-е гг. 19 в., когда главные его представители— П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. — стали выступать в легальной печати против народничества, опираясь на те марксистские положения, которые они признавали научными. Самым заметным сочинением эпохи “легального марксизма” стала книга Струве “Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России” ( 1894). Признавая социализм в далекой перспективе возможным, Струве в качестве непременного условия его реализации выдвигал необходимость капиталистического этапа развития России. Поэтому он призывал “признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму”. Публикация работ “легальных марксистов” способствовала распространению в России идей марксизма. Социологию марксизма “легальные марксисты” истолковывали в духе “экономического материализма”, ставя изменения в обществе, особенно правовые, в непосредственную зависимость от экономики. Поскольку эволюция общественных форм, по их мнению, детерминируется напрямую экономическими факторами, политико-социальные отношения классов, групп и партий теряют свое значение в историческом процессе. Более того, социальную революцию Струве вообще называл “теоретическим псевдопонятием”. В сфере философии “легальные марксисты” ориентировались гл. о. на неокантианскую гносеологию и этику. Они так много писали о Марксе и марксизме, что в историографии со временем возникла ошибочная т. зр., согласно которой марксизм в России начался не с Плеханова, а со Струве. Как политическое движение и течение общественной мысли “легальный марксизм” существовал недолго. Около 1900 началась его эволюция к либерализму, у ряда его представителей — к либеральному консерватизму и религиозной философии. Лит.: Ангарский Н. Легальный марксизм, вып. 1. M., 1925; Бармина Н. И. К вопросу о теоретических источниках идейной эволюции “легального марксизма”.— В кн.: Социально-политическое развитие России: проблемы, поиски, решения. Ижевск, 996;Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе). По поводу книги П. Струве: “Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894.— Поли. собр. соч., т. 1. M., 1958; Плеханов Г. В. Критика наших критиков.— Избр. филос. произв., т. 2. М., 1956; Kindersley R. The first Russian revisionists. A Study of “legal Marxism” in Russia. Oxf., 1962; Pipes R. Struve, liberal on the left, 1870-1908. Cambr., 1970. В. Ф. Пустарнаков Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|