|
МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗММАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ — одна из левых, наиболее радикальных версий марксизма, разработка которой принадлежит в первую очередь В.И. Ленину. В Советском Союзе и в др. странах т.н. социалистического лагеря М.-л. являлся ядром официальной коммунистической идеологии. М.-л. не только существенно упростил и огрубил марксизм, но и ввел в него целый ряд принципиально новых идей. Важные шаги в постоянно нараставшем процессе «очищения» концепции К. Маркса от элементов «спекулятивной философии» сделал уже Ленин, никогда, впрочем, не признававшийся в том, что в чем-то существенном отступает от ведущих идей марксизма. Радикальному упрощению М.-л. был подвергнут И.В. Сталиным, сведшим его к немногим, понятным для коммунистической элиты тезисам. Упрощение и идейное обеднение марксизма было вызвано объективными причинами: марксизм все более превращался из филос. концепции в основу идеологии массового, энтузиастического коммунистического движения. В итоге эволюции в М.-л. вошли следующие основные элементы: 1. диалектический материализм, которым сам Маркс вообще не интересовался; 2. исторический материализм, включенный в кон. 1970-х гг. в диалектический материализм и истолкованный как распространение принципов последнего на область общественных явлений; 3. критический анализ капитализма, имевший целью приспособить старое описание капитализма к реалиям 20 в. и, вопреки фактам, отстоять старую идею, что общий кризис капитализма продолжает углубляться; 4. теория партии особого типа и связанного с партией революционного движения, развитая Лениным и не имеющая никакого отношения к ортодоксальному марксизму; 5. коммунистическое пророчество, то объявлявшее построение коммунизма делом ближайших десятилетий, то отодвигавшее его на «исторически обозримый период». Коллективными усилиями советских «философов», закреплявшимися решениями съездов коммунистической партии, М.-л. была придана чрезвычайно простая, общедоступная форма. Исчезли многие темы, казавшиеся важными Марксу, в частности проблемы гуманизма, праксиса, отчуждения, гражданского общества, демократии, «всестороннего человека», «азиатской общественно-экономической формации» и др. При этом марксистская доктрина получила ортодоксальную форму, малейшее отступление от которой расценивалось как явный ревизионизм и сурово каралось. Догматизированный Лениным, Сталиным и их последователями марксистский дискурс обрел ясность, простоту и твердость. Он начинается с изложения законов диалектики (противоречие как источник всякого развития, скачкообразный переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания и восходящее развитие по спирали) и диалектики природы; затем следует исторический материализм (примат производительных сил и производственных отношений над всеми иными социальными отношениями); далее идет анализ капиталистического строя с целью проиллюстрировать истинность исторического материализма; из этого анализа выводится необходимость организации партии революционного действия и делается вывод не столько о неизбежном крахе капитализма, сколько о неотвратимой победе коммунизма и тем самым завершении предыстории человечества. Эта схема не только вошла во все учебники по марксистско-ленинской философии и научному коммунизму, но и являлась руководством для всех тех, кто занимался теоретическими проблемами философии и идеологии. На долю последних оставалась только некоторая детализация общей, не допускающей даже малейших отступлений схемы. «В Москве и в так называемых социалистических странах создали определенную доктрину, идеологический катехизис, возведенный в ранг государственной истины» (Р. Арон). По Марксу, диктатура пролетариата является необходимым средством для перехода от капитализма к коммунизму. Учением о «партии нового типа» М.-л., в сущности, свел диктатуру пролетариата к диктатуре революционной партии, полновластно контролирующей все стороны жизни коммунистического общества начиная с политики и экономики и кончая частной жизнью его членов. «...Диктатура пролетариата есть власть, осуществляющаяся партией, опирающейся на насилие и не связанной никакими законами» (Ленин). Находясь у власти, монопольно правящая партия сочетает идеологию, призванную вызывать энтузиазм, с террором, постоянно внушающим страх. Партия предлагает новое решение всех экзистенциальных проблем, касающихся смысла истории и человеческой жизни, человеческого счастья, справедливости и т.д. Она обосновывает также новый кодекс моральных предписаний, в котором высшим долгом объявляется служение не обществу в целом, а какой-то узкой его части, и в первую очередь самой партии. «Партии нового типа» не было в марксизме. Маркс и Энгельс представляли себе коммунистическую партию похожей на другие политические партии, и в особенности на партии рабочего класса. «Коммунисты не являются особой партией, противопоставляющей себя другим рабочим партиям... Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение» («Манифест Коммунистической партии»). Другим важным моментом, в котором М.-л. отошел от марксизма, была трактовка предпосылок победы социалистической революции. Согласно Марксу, успех последней возможен только при условии, что она происходит одновременно в наиболее развитых капиталистических странах. М.-л. выдвинул положение о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, если последняя является отсталой, по преимуществу крестьянской страной. Теория «перманентной революции» Л.Д. Троцкого, развивавшаяся им начиная с 1905, отрицала промежуток между антифеодальной (демократической) и антикапиталистической (социалистической) фазами революции и утверждала неизбежность перехода от фазы национальной к фазе интернациональной: начавшись в России, революция непременно должна выйти за ее границы. Ленин долгое время отклонял формулировку Троцкого, но в 1917 согласился с тем, что революция в России добьется успеха, только если вслед за нею вспыхнет интернациональная революция: «Для окончательной победы социализма усилий одной страны, особенно такой отсталой крестьянской страны, как Россия, недостаточно, для этого требуются усилия пролетариата нескольких развитых стран». Положение о возможности победы социализма в одной отдельной стране, в частности в России, было выдвинуто Сталиным. Однако последний приложил все усилия для того, чтобы отказаться от своего авторства. Он приписал эту идею Ленину, для чего потребовалась фальсификация высказываний как Ленина, так и Троцкого. Отказавшись от авторства, Сталин получил возможность резко противопоставить «ленинизм», включающий веру в возможность построения социализма в одной России, «троцкизму», преподносимому как пораженческая, антиленинская позиция. Согласно Марксу, любая социальная революция развивается следующим образом: материальные условия производства растут и зреют до тех пор, пока они не вступят в конфликт с социальными и правовыми отношениями и, вырастая из них как из одежды, не разорвут их. Политическая же революция может привести только к тому, что один набор правителей уступит свое место другому, а это — всего лишь простая смена лиц, осуществляющих государственное управление. Октябрьская революция 1917 опровергла рассуждения Маркса о характере «грядущей революции». Однако М.-л. вместо того, чтобы признать это опровержение, переинтерпретировал как общую теорию социалистической революции, так и Октябрьские события с тем, чтобы привести их в соответствие. В результате данная теория утратила всякое эмпирическое содержание и сделалась в принципе нефальсифицируемой. Сходным образом М.-л. трансформировал ключевые позиции марксизма о соотношении базиса и надстройки, о социализме как коротком переходном периоде от капитализма к коммунизму и др. Все эти изменения позволили в конечном счете «интерпретировать марксизм в таком духе, от которого сам Маркс пришел бы в бешенство» (Г.П. Федотов). Маркс настаивал на том, что его концепция является открытой и должна постоянно трансформироваться под воздействием новых социальных факторов, а не застывать в догмах и стереотипах. Под влиянием политической ситуации М.-л. изменил духу изначального «открытого марксизма» и превратил его в конце концов в схоластику, равнодушную к изучению социальной проблематики постиндустриального общества. Процесс разложения М.-л. как ядра коммунистической идеологии начался в 1960-е гг. В условиях, когда разрядилась атмосфера страха, составлявшая главную особенность сталинизма, стало заметно, что коммунистический энтузиазм постепенно изнашивается и его нужно поддерживать особо завлекательными обещаниями. Первым глубинным свидетельством ослабления М.-л. явилась новая программа коммунистической партии, провозгласившая, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Обещание наступления коммунистического изобилия уже в ближайшие десятилетия говорило о непонимании теоретиками М.-л. не только процессов, шедших в советской экономике, но и самой сути коммунизма. Вера в реальность построения коммунизма стала быстро угасать с кон. 1970-х гг. «...Убогая, хотя и относительно мягкая брежневская эпоха подорвала веру в идеалы гораздо сильнее, чем пронизавший все общество тотальный, непредсказуемый и в высшей степени разрушительный сталинский террор, который по крайней мере можно было воспринимать как леденящее душу драматическое предвестие рождения нового общества, пришествия нового человека» (Э. Гэллнер). Включение в новую, брежневскую конституцию особой статьи о «руководящей и направляющей роли» коммунистической партии было явным свидетельством растущей слабости коммунистической идеологии и обслуживающего ее М.-л. Раньше правящая партия, необходимая коммунистическому обществу как воздух, была почти незаметна в делах гос-ва; теперь она сделалась одним из элементов государственного механизма. Ее руководящая роль, выполняемая ею все хуже и хуже, могла стать объектом критики. Прямое разложение коммунистического режима и в самом деле началось с требования устранить из конституции статью об особой роли коммунистической партии. Одним из признаков нарастающего кризиса М.-л. было также то, что начиная уже с 1960-х гг. в советской философии все в большем числе стали появляться работы, не связанные непосредственно с традиционной проблематикой диалектического и исторического материализма. Эти работы были посвящены логике, философии науки, истории философии и т.д. Непременное упоминание классиков М.-л. оказывалось в них по преимуществу формальным. Понятия «марксистско-ленинская философия» и «советская философия» все более расходились. Целый ряд советских философов 1970—1980-х гг. не имел уже к М.-л. никакого отношения. К моменту наступления — при М.С. Горбачеве — второго этапа либерализации оказались окончательно подорванными два основных постулата М.-л.: убеждение в том, что коммунизм способен опередить капитализм в сфере экономики, и убеждение в нравственном превосходстве идеалов коммунизма. М.-л. оказался явно не способным ответить на вопросы, вставшие перед Советским Союзом и др. социалистическими странами в кризисный период кон. 1980-х гг. Даже вопрос о том, построен ли наконец в Советском Союзе социализм, о полном утверждении которого так много говорилось со втор. пол. 30-х гг., стал звучать в это время весьма остро и смело. Этот злополучный вопрос так и остался без ответа: с началом 90-х гг. интерес к нему был потерян. Стало очевидно, что Россия неожиданно вступила на путь «строительства капитализма», который всегда был для М.-л. неразрешимой загадкой. История стран, пытавшихся построить совершенное коммунистическое общество, хорошо показала внутреннюю парадоксальность М.-л. Созданный в качестве теоретического обоснования такого общества, он оказался в конечном счете идеологическим обоснованием тоталитарных коммунистических режимов. М.-л. иррационален в том смысле, что он ставит перед собой одну цель, а достигает прямо противоположного, несовместимого с нею результата (см. НЕОМАРКСИЗМ ), (см. ТОТАЛИТАРИЗМ ). Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ науч. идеология рабочего класса, целостная и развивающаяся система филос., экономич. и социально-политич. взглядов. Будучи наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, законах развития обществ. производства, освободит, борьбы пролетариата и всех трудящихся против социального и нац. гнёта, законах социалистич. революции, построения социализма и коммунизма, М.-л. выступает методологич. основой познават. деятельности и революц. утверждения новых, высших форм обществ. устройства. Науч. идеологию рабочего класса создали К. Маркс и Ф. Энгельс, в дальнейшем её обогатил и развил В. И. Ленин. В совр. эпоху развитие М.-л. осуществляется коллективной теоретич. деятельностью братских коммунистич. партий. Возникновение марксизма в сер. 19 в. было подготовлено ходом истории, вызвано объективными обществ. потребностями. Он ответил на вопросы, которые поставило перед теоретич. мыслью развитие общества и революц. движения, раскрыл пути социального и нац. освобождения, всесторонне обосновал неизбежность гибели капитализма и торжества коммунизма. Социальной основой появления марксизма явился рост противоречий капитализма, выступление пролетариата как самостоят. политич. силы. Марксизм вобрал в себя всё положит. содержание предшествующей науч. и обществ. мысли, которая была критически освоена и переработана Марксом и Энгельсом. «Образцом того, как появился коммунизм из суммы человеческих знаний, является марксизм» (Ленин В. И., ПСС, т. 41, с. 303). Осн. теоретич. источники марксизма — нем. классич. философия, англ. политэкономия, франц. утопич. социализм. Возникновение марксизма было революцией в истории обществ. мысли и создало коренной перелом в освободит, движении; в первую очередь это связано с особой социальной природой рабочего класса, его всемирно-историч. миссией — последоват. революционностью, совпадением классовых интересов пролетариата с объективными потребностями обществ. прогресса. Осн. содержание нового миросозерцания составляют «последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теории классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (там же, т. 26, с. 48). Превращение социализма из утопии в науку и его соединение с междунар. рабочим движением вооружило пролетариат программой борьбы за свержение капитализма, за социалистич. преобразование общества. М.-л. — органич. синтез его составных частей — диалектико-материалистич. философии, пролет. политэкономии и науч. коммунизма. Целостность М.-л. отражает направленность на всесторонний анализ объективной действительности, необходимость познания всех её сторон для теоретич. обоснования всемирно-исто-рич. миссии рабочего класса. Вместе с тем каждая его составная часть обладает относит. самостоятельностью и имеет собств. предмет исследования. Общей методологич. основой М.-л. является диалек-тич. и историч. материализм. Великий революц. переворот в истории обществ. мысли, осуществлённый Марксом и Энгельсом, в значит. мере связан с изменением предмета, метода, обществ. роли философии. Использование филос. теории в интересах классовой борьбы пролетариата, включение в сферу науч. исследования обществ.историч. практики, создание революц. диалектики и материалистич. понимания истории привели к появлению принципиально новой филос. науки, преодолевшей идеализм и созерцательность всей прежней философии. Важнейшей задачей философии стало науч. обоснование революционнопреобразующей деятельности на основе познания наиболее общих законов природы, общества и мышления. Марксистско-ленинская философия исходит из признания материальности мира, объективного характера законов его развития, возможности их познания и использования людьми в процессе сознат. деятельности (см. Диалектический материализм). Исторический материализм раскрывает движущие силы и осн. закономерности историч. процесса, показывая диалектику производительных сил и производственных отношений, закономерность смены общественно-экономических формаций, неизбежность торжества коммунизма. Коренным теоретич. основанием марксизма Ленин считал диалектику, учение о всестороннем и противоречивом процессе развития природы и общества. Анализ Марксом капиталистич. общества и открытие им закона прибавочной стоимости привели к созданию науч. пролет. политической экономии. Она раскрывает механизм функционирования капиталистич. способа производства, источник и сущность эксплуатации пролетариата буржуазией, непримиримость и нарастание осн. классового антагонизма капиталистич. общества. Марксистская политэкономия даёт экономич. обоснование поступат. хода истории: «...Неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое Маркс выводит всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества» (там же, с. 73). Изучая общие закономерности развития обществ. производства на разных ступенях историч. развития, марксистская политэкономия особое внимание уделяет системе экономич. законов социализма, раскрывает их характер и механизм действия. Научный коммунизм как одна из составных частей марксизма исследует общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма. ., «Главное в учении Маркса, это — выяснение всемирноисторической роли пролетариата как создателя социа-листического общества» (там же, т. 23, с. 1). В М.-л. всесторонне обосновано положение о том, что рабочий класс — активный, революц. субъект историч. процесса, он возглавляет борьбу трудящихся за революц. переход от капитализма к социализму и коммунизму. В органич. связи с др. составными частями М.-л. — философией и политэкономией — науч. коммунизм показывает, что условием освобождения рабочего класса является его классовая борьба, совершение револю-. ции и установление диктатуры пролетариата. Руководит рабочим классом его авангард — боевая революц. партия. Науч. коммунизм изучает также др. революц. и освободит. движения, принципы стратегии и тактики марксистско-ленинских партий. Новый этап развития науч. коммунизма связан с возникновением и разви-тием коммунистич. формации. Объектом его изучения, стали общие закономерности строительства нового общества. Науч. идеология рабочего класса разрабатывалась и совершенствовалась в неразрывной связи с ходом освободит. борьбы, развитием междунар. коммунистич. и рабочего движения, науч. познания. Пройдя практич. проверку и ходе революцй 1848-1849 в Европе, марксизм стал постепенно pacпpoстра-няться в рабочем движении. Основоположники марк-сизма были не только гениальными теоретиками, но и политич. вождями рабочего класса; под их влия-нием и в результате их деятельности процесс распрост-ранения марксизма в рабочем движении в 19 в. полу- чил значит. размах. Новый этап и его развитии связан с деятельностью Ленина, который защитил революц. принципы марксизма от ревизионистских и оппорту-нистич. извращений, творчески развил его в условиях новой историч. эпохи, обогатил принципиально, важ-ными открытиями все составные части марксизма. «Ленинизм — это марксизм современной эпохи, единое,, целостное, непрерывно развивающееся учение между-народного рабочего класса» (О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Постанов-. ление ЦК КПСС, 1980, с. 4). Ленин развил диалектич. и историч. материализм как методологич. основу пролет. социализма, обобщил достижения революции в естествознаний на рубеже 19 и 20 вв., внёс важный вклад в теорию познания. Осо-бое место в творчестве Ленина занимала разраработка общей теории материалистич. диалектики и её применение к проблемам обществ. развития и классовой борьбы пролетариата: анализ диалектич. противоре-чия, диалектики превращения возможности в действвительность, значения субъективного фактора — нар. масс, классов, партий, личности в системе Объективных., условий, соотношения стихийности и сознательности и др. Экономич. теория марксизма была развита и допол-нена Лениным учением об империализме как высшей и последней стадии капитализма, анализом неравно-мерности экономич. и политич. развития капиталистич. стран в эпоху империализма. Ленин развил теорию социалистич. революции, сделав вывод о возможности победы пролет. революции первоначально в одной стране, разрабатывал учение о партии нового типа как высшей форме организации рабочего класса. об её идейнотеоретич., политич. и организац. основах. Творч. развитие получили в работах Ленина вопросы политич. системы общества, диктатуры пролетариата, классовых союзников рабочего класса, в борьбе за де-мократию и социализм. Ленин впервые дал науч. обобщение революц. про-цесса как всемирного явления, разработал вопрос о роли социализма в мировом революц. процессе, пробле-мы борьбы за социализм в странах развитого капита-лизма, обосновал неразрывную связь борьбы за нац. и социальное освобождение, возможность движения освободившихся от колон. зависимости стран к социализму, минуя капитализм. Ленин разработал концепцию мирного сосуществования государств с различным социальным строем, проблемы войны и мира. Он обосновал созидат. задачи социалистич. революции, разработал вопросы теории строительства социализма и коммунизма, которые охватывают экономику и политику, руководящую роль партии, деятельность гос. аппарата и массовых обществ. организаций, управление, науку, культуру, идеологию, воспитание нового человека. Открытия Ленина в социально-политич., филос. и экономич. областях неразрывно связаны и устремлены - к единой цели — борьбе за социальное освобождение пролетариата и всех трудящихся, торжество Социализма и коммунизма. Ленинизм органически соединил развитие марксистской теории с дальнейшей разработкой стратегии и тактики рабочего движения и по-ложил начало превращению социализма из теории в повседневную жизнь миллионов людей. Победа Великой Окт. социалистич. революции и создание первого социалистич. государства явились началом новой историч. эпохи перехода человечества от капитализма к социализму. После Ленина КПСС, братские коммунистич. партии продолжают развивать марксистско-ленинскую теорию. М.-л. на совр. этапе обобщает опыт социалистич. и коммунистич. строительства в СССР, др. братских странах; исследует закономерности становления и развития мирового социалистич. содружества, перспективы революц. борьбы междунар. рабочего класса и освободит. борьбы всех народов, даёт анализ совр. капитализма, определяет принципы мирного сосущест-вования двух противоположных социальных систем и политику сохранения всеобщего мира, разрабатывает проблемы науч.-технич. революции, служит миро-воззренч. и методологич. фундаментом совр. естеств.-науч. и социального познания. Важным вкладом в сокровищницу М.-л. является разработанная КПСС и братскими партиями теория развитого социализма, которая углубляет понимание законов становления коммунистич. формации, помогает уяснить главные итоги осуществлённых в СССР социально-экономич. преобразований (см. -Социализм). Творч. развитием революц. теории является выдвинутое-КПСС положение о перерастании государства диктатуры лролетариата в общенар. государство, о советском народе как новой историч. общности людей, о том, что в процессе создания развитого социализма партия рабочего класса становится вместе с тем партией всего народа. Осн. черты развитого социалистич. общества отражены в Конституции СССР (1977), выдающемся документе творч. М.-л. Совр. марксистско-ленинская теория исследует многообразие форм и методов социалистич. строительства в различных странах на основе общих закономерностей развития социализма, процессы социалистич. экономич. интеграции, соединения достижений совр. науч.технич. революции с преимуществами социализма. Важное место в М.-л. занимает анализ особенностей совр. гос.-монополистич. капитализма, резкого возрастания роли военно-пром. комплекса, транснациональных корпораций, нарастающего кризиса империа-листич, системы, выработка стратегии и тактики междунар. революц. и наЦ.-освободит. движения. В условиях острого проявления кризиса империализма — углубления его противоречий, расширения социальной базы антимонополистич. борьбы, краха колон. системы — особенно актуальны для коммунистич., рабочего и нац.-освободит. движения выводы о сближении в совр. эпоху демократич. и социалистич. задач, сочетание мирнмх и немирных форм революц. борьбы, о возможности некапиталистич. пути развития освободившихся от колон. зависимости стран. Важнейшая особенность M.-л.— борьба с противостоящими науч. идеологии рабочего класса теориями. Первые полвека своего существования марксизм боролся с открыто враждебными ему течениями — младогегельянством, прудонизмом, бакунизмом, дюрингиан-ством. В 90-х гг. 19 в. после победы марксизма в рабочем движении возникает также необходимость развенчания ревизионизма как проявления влияния бурж. и мелкобурж. идеологии на неустойчивые слои рабочего класса. «Диалектика истории такова, что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 3). В совр. эпоху ожесточаются нападки на М.-л. классовых противников — идеологов буржуазии, оппортунистов и ревизионистов, которые стремятся выхолостить революц. сущность М.-л. Особое место совр. ревизионизм уделяет концепции т. н. плюралистич. марксизма, т. е. правомерности различных интерпретаций марксизма. Ревизионисты противопоставляют ранние и поздние произв. Маркса, взгляды Маркса и Энгельса, Маркса и Ленина. Особенно яростно нападают они на ленинский этап в развитии марксизма, отрицая его междунар. значение, роль Ленина как великого теоретика современности. Один из распространённых приёмов фальсификации М.-л. — противопоставление реального социализма социалистич. идеалу. Развенчивая эти и др. фальсификации М.-л., КПСС подчёркивает, что убедительность критики бурж. и реформистских концепций предполагает активное и творч. развитие М.-л. Теоретич. мощь и глубина М.-л. связаны с его партийностью. Принцип партийности в коммунистич. мировоззрении ориентирует на всесторонний теоретич. анализ и решение новых проблем, поставленных социальной практикой, развитием знания. Органич. связь теории с практикой — источник истинности М.-л., его действенности и постоянного обогащения. Развитие марксистсколенинской теории выражается, в частности, в непрерывном обогащении её категориального аппарата. Развиваются все понятия и категории М.-л., впитывающие в себя результаты обобщения нового историч. опыта, совр. достижений науки и революц. практики. Потребности анализа развивающейся действительности рождают новые категории и понятия: «развитой социализм», «общенар. государство», «сов. народ». Новое значение и содержание приобретают старые понятия — «цивилизация», «образ жизни», причём это происходит не только путём изучения новых данных, но и в результате новой трактовки уже известных процессов и явлений. КПСС в качестве важнейшей задачи выдвигает необходимость постоянно совершенствовать и обогащать марксистско-ленинскую идеологию, разрабатывать её актуальные проблемы на базе её основных проверенных жизнью принципов. М.-л. — единое интернац. учение. Он возник и развивается как отражение интернац. положения и характера борьбы рабочего класса разных стран против междунар. капитала. М.-л. — идейная основа единства междунар. коммунистич. и рабочего движения, его революц. стратегии и тактики. Коммунисты выступают за всесторонний учёт социальных, экономич. и культурных традиций и конкретных условий в тех или иных странах, против механич. перенесения опыта одних стран на другие. М.-л. открыт для творческого его развития всеми марксистско-ленинскими партиями на основе опыта революц. борьбы. Марксисты-ленинцы коллективно развивают и совершенствуют единую и цельную марксистско-ленинскую теорию, руководствуясь в ирактич. и теоретич. деятельности принципом пролет. интернационализма. Междунар. Совещание коммунистич. и рабочих партий в Москве в 1969 подчеркнуло, что весь опыт мирового социализма, рабочего и нац.-освободит. движения подтвердил междунар. значение марксистско-ленинского учения (см. Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Док-ты и материалы, М., 1969, с. 332). Решающее преимущество М.-л. перед любой иной доктриной заключается в том, что он получил всестороннее подтверждение в обществ. практике, в борьбе рабочего класса, трудящихся за революц. преобразование мира. Ленин отмечал, что после появления марксизма каждая эпоха всемирной истории приносила ему новые триумфы. «Но еще больший триумф принесет марксизму, как учению пролетариата, грядущая историческая эпоха» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 4). Под знаменем М.-л. произошли преобразования, в корне изменившие облик совр. мира; с ним связаны такие выдающиеся революц. свершения, как Великая Окт. социалистич. революция, построение развитого социалистич. общества в СССР, образование и развитие мирового социалистич. содружества, социальные и нац.-освободит. битвы и победы, одержанные рабочим классом и трудящимися над старой обществ. системой. М.-л. оказывает всё возрастающее влияние на судьбы всего человечества. Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Mapкс К., Капитал, т. 1—4, там же, т. 23—2В; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же, т. 20; его же, Людвиг Фейербах и конец клас-сич. нем. философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Фридрих Энгельс, ПСС, т. 2; его же, Что делать?, там же, т. 6; е г о же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 8; е г о же, Две тактики социалдемократии в демократич. революции, там же, т. 11; его же. Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, Историч. судьбы учения Карла Маркса, там же; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 24; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 41; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммуннстич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 1 — 13, М., 1970—81«; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Конституция. (Основной Закон) Союза Сов. Социалистич. Республик, М., 1977; Основоположник науч. коммунизма. Тезисы к 150-летию со дня рождения Карла Маркса, ?., 1968; К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Сб. документов и материалов, М., 1970; О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Постановление Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, М., 1979; Б ? е да н е в Л. И., Ленинским курсом, т. 1—9, М., 1970—82; см. также лит. к статьям Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., Диалектический материализм. Исторический материализм, Философия, Диалектика. М. П. Мчедлов, З. М. Павлова. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ научная система революционных взглядов рабочего класса, трудящихся, отражающая объективные законы развития мира и опыт классовой борьбы народных масс против эксплуататоров, постоянно развивающаяся на основе обобщения этого опыта и представляющая собой программу, стратегию и тактику его революционной борьбы против капитализма, за социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата в целях построения коммунизма. "Марксизм-ленинизм, – указывается в заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, – это единое великое революционное учение, путеводная звезда для рабочего класса и трудящихся всего мира на всех этапах их великой битвы за мир, свободу и лучшую жизнь, за создание самого справедливого общества" – коммунизма. Его великая творческая преобразующая сила – в неразрывной связи с жизнью, в непрерывном обогащении на основе всестороннего анализа действительности" (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 84–85). Марксизм возник в 40-х гг. 19 в. в Германии, где тогда назревала бурж.-демократич. революция. Своеобразие революц. ситуации в этой стране состояло в том, что буржуазия, напуганная революционностью нар. масс, стремилась к сделке с королевской властью и помещиками за счет интересов трудящегося народа. Существ. отличием этой революц. ситуации по сравнению с условиями, предшествовавшими бурж. революциям в др. странах Зап. Европы (Голландия, Англия, Франция), было то, что в Германии на арену самостоят. политич. борьбы вышел пролетариат, являющийся самой революц. силой в истории человечества. Если в прежних бурж. революциях пролетариат своими руками "таскал каштаны из огня" для буржуазии, то в назревшей революции в Германии пролетариат выступал самостоятельно со своими особыми требованиями. Все это делало Германию центром мирового революц. движения. Задачу вооружить рабочий класс науч. мировоззрением, программой, стратегией и тактикой революц. борьбы взяли на себя и блестяще выполнили революц. идеологи пролетариата, вожди рабочего класса Германии Маркс и Энгельс, положившие начало величайшему революц. учению – науч. коммунизму. Они критически переосмыслили и творчески переработали всю предшествующую науч. и обществ. мысль человечества. Важнейшими теоретич. источниками марксизма явились классическая немецкая философия, англ. политич. экономия, франц. утопический социализм. Наряду с этим Маркс и Энгельс критически и творчески обобщили всю прошлую и современную им практику классовой борьбы и революц. движения трудящихся масс. Т.о., созданная Марксом и Энгельсом революц. теория – марксизм – представляет собой закономерный результат всего прежнего развития человеч. мысли и критич. обобщение с позиций пролетариата практики классовой борьбы и революц. битв трудящихся масс против эксплуататоров. Но вместе с тем возникновение марксизма явилось величайшим революц. переворотом в развитии обществ. мысли человечества, т.к. марксизм принципиально по-новому подошел к решению всех проблем и дал науч. ответ на важнейшие вопросы, поставленные развитием самой жизни и сформулированные передовыми умами прошлого. Марксистская теория состоит из трех органически взаимосвязанных и взаимообусловленных частей: философии – диалектического материализма и исторического материализма, политической экономии и науч. коммунизма. Диалектич. и историч. материализм представляет собой философию пролетариата и его коммунистич. партии; он является теоретич. фундаментом коммунизма, наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, находящих свое адэкватное, объективно-истинное отражение только в философии пролетариата как самого прогрессивного в истории, последовательно и до конца революц. класса, не боящегося полностью раскрыть объективную истину, прогрессивную историч. тенденцию развития человеч. общества. Марксистская политич. экономия возникла на основе диалектико-материалистич. анализа Марксом современного ему капиталистич. способа произ-ва и соответствующего ему строя общества. Маркс глубоко разработал и обосновал трудовую теорию стоимости, открыл закон прибавочной стоимости. Это открытие составляет, по выражению Ленина, "...краеугольный камень экономической теории Маркса" (Соч., т. 19, с. 6), т.к. именно оно помогло ему раскрыть эксплуататорскую сущность бурж. произ-ва. Созданная Марксом политич. экономия раскрывает объективные, истинные законы развития обществ. произ-ва на всем протяжении истории человечества. Она с неумолимой логикой доказывает преходящий характер капиталистич. способа произ-ва, неизбежность его гибели и замены высшим способом произ-ва – коммунистическим. Маркс и Энгельс показали, что важнейшей движущей силой развития общества является борьба антагонистич. классов на всем протяжении его существования, начиная с периода разложения первобытнообщинной формации. Великой революц. силой они считали пролетариат, историч. миссией к-рого является уничтожение капитализма и всякой эксплуатации человека человеком, создание справедливого, гармонич. общественного строя. Этот строй Маркс и Энгельс называли коммунизмом. Маркс и Энгельс показали реальные пути и средства уничтожения капитализма и перехода к коммунизму. Такими путями и средствами, как доказали Маркс и Энгельс, являются социалистич. революция и диктатура пролетариата. Они показали, что между капитализмом и коммунизмом лежит длительный переходный период, в течение к-рого пролетариат, взяв гос. руководство обществом в свои руки, будет направлять развитие всех сторон обществ. жизни по пути к коммунизму. Необходимым условием успешной борьбы за свержение гнета капитализма, за победу пролет. революции и коммунизма, учили Маркс и Энгельс, является объединение пролетариата разных стран и наций против буржуазии всех стран и наций, ибо задача и цель у пролетариата всего мира одна – коммунизм. В силу этого одним из важнейших принципов организации и борьбы пролетариата является интернационализм. Для того чтобы совершить пролетарскую революцию, рабочий класс должен организовать и сплотить свои ряды, создать свою боевую революц. партию, в к-рой должны быть собраны его лучшие силы и к-рая поведет на борьбу за победу коммунизма. Такая партия – "Союз коммунистов" – была впервые создана Марксом и Энгельсом. Это явилось первой попыткой соединения революц. теории, марксизма, с практикой революц. борьбы пролетариата. Возникнув как революц. теория рабочего класса, марксизм прошел практич. проверку начиная с революций 1848–49. После поражения этих революций необходимо было перестроить тактику "Союза коммунистов" и перейти к мирной работе по собиранию и подготовке сил для нового этапа подъема революции. В ноябре 1852 по предложению Маркса "Союз коммунистов" объявил себя распущенным. Маркс и Энгельс направили свою деятельность в этот период на терпеливую пропаганду идей науч. коммунизма, на подготовку кадров пролет. революционеров во всех странах, на собирание сил междунар. пролетариата для новой революц. борьбы. Этот период ознаменовался созданием под руководством Маркса и Энгельса боевой революц. интернациональной партии рабочего класса, названной "Международное товарищество рабочих" (1-й Интернационал), основанной 28 сент. 1864. "Международное товарищество рабочих" впервые осуществило соединение революц. теории с практикой массового революц. движения пролетариата, с его классовой борьбой против эксплуататоров. Этим были созданы исходные позиции для окончательной и прочной победы марксизма в мировом рабочем движении. В 70–80-х гг. 19 в. в ряде стран Европы были созданы массовые марксистские партии пролетариата, возникшие либо на базе существовавших в этих странах нац. секций "Международного товарищества рабочих", либо созданные революц. деятелями, выросшими и воспитанными в нем. Распространение марксизма в рабочем движении встречало ожесточенное сопротивление как со стороны открытых противников его (напр., бакунистов, прудонистов и др.), так и со стороны соглашательских оппортунистич. элементов внутри социал-демократич. партий – ревизионистов. Ревизионизм в рабочем движении возник как проявление влияния бурж. идеологии на определенные, наименее революционные, относительно обеспеченные слои рабочего класса (т.н. рабочая аристократия), идущие на поводу у хозяев и их дипломированных прислужников из бурж. интеллигенции. Другим источником ревизионизма явилась идеология входивших в пролет. партии мелкобурж. элементов, к-рым свойственны половинчатость, колебания между пролетариатом и буржуазией, что находит одно из своих выражений в теоретич. вывихах и уступках бурж. идеологии. Представители ревизионизма требовали в философии возврата к Канту, пытались подменить материализм субъективным идеализмом, материалистич. диалектику – плоским эволюционизмом. В области политич. экономии они выдвинули организованного капитализма теорию, утверждая, что капитализм должен перерасти в социализм в порядке самотека, без всякой революции. В области политики ревизионисты отстаивали теорию "гармонии классовых интересов" и "сотрудничества классов", отрицая теорию пролет. революции и диктатуры пролетариата. Ревизионизм в рабочем движении привел к реформизму, получившему наиболее яркое выражение в тактике партий II Интернационала и выражавшемуся в отказе от пролет. революции и диктатуры пролетариата и подмене их мирной парламентской "деятельностью", состоявшей в сотрудничестве с бурж. партиями и выклянчивании у господств. классов отдельных подачек для трудящихся масс при сохранении власти и господства капитала. Одной из форм ревизионизма явился центризм (Каутский, Троцкий и др.), к-рый объявлял своей целью примирение противоречий между революц. и оппортунистич. течениями в рабочих партиях, а на деле выступал против всех осн. положений марксизма и старался подчинить революц. элементы в с.-д. партиях влиянию оппортунистов. С ревизионизмом неразрывно связаны и имеют одинаковую с ним социальную природу догматизм и сектантство. Догматизм стремится толковать и применять положения марксизма метафизически, не сообразуясь с конкретной историч. обстановкой, и составляет как бы оборотную сторону ревизионизма. Под сектантством в рабочем движении понимается попытка к.-л. группы или партии замкнуться в себе, изолироваться от широких слоев трудящихся, оторваться от общих интересов пролет. борьбы. Марксизм нашел свое дальнейшее развитие в трудах гениального продолжателя дела Маркса и Энгельса – Ленина, к-рый поднял революц. учение марксизма на новую, высшую ступень развития. Деятельность Ленина протекала в период высшей, последней стадии развития капитализма – в эпоху империализма, когда до крайности обострились все противоречия, присущие этой обществ. формации. Ленин не просто воспринял теорию Маркса и Энгельса, а творчески развил и конкретизировал ее применительно к условиям новой эпохи, эпохи перехода от капитализма к социализму, эпохи социалистич. и нац.-освободит. революций, эпохи крушения империализма, ликвидации колониальной системы, эпохи перехода на путь социализма все новых народов, торжества социализма и строительства коммунистич. общества. Борьба и деятельность Ленина представляют собой новый этап, ленинский этап в развитии революц. теории рабочего класса, справедливо именуемой в силу этого марксизмом-ленинизмом. Ленинский этап в развитии марксизма характеризуется творческой разработкой и творческим применением положений марксизма к эпохе империализма и пролет. революций. Ленин был выдающимся практиком революц. борьбы, вождем пролет. революции, величайшим теоретиком, во всех направлениях развивавшим марксизм на основе обобщения практич. опыта классовой борьбы в эпоху империализма. То обстоятельство, что революц. учение рабочего класса ныне всеми именуется марксизмом- ленинизмом, выражает признание великого творч. вклада Ленина в марксистскую теорию. Марксизм-ленинизм является великим интернациональным учением, истинность к-рого все более и более подтверждается всем ходом развития мировой истории. Все составные части марксизма – философия, политич. экономия, науч. коммунизм – получили в бессмертных трудах Ленина дальнейшее развитие, обогащение и конкретизацию. Ленин дал ответы на все коренные вопросы, к-рые поставила новая эпоха перед рабочим классом, и ярким светом марксистской теории осветил путь развития человечества к коммунизму. Ленинский этап в философии ознаменован борьбой Ленина против махизма, к-рый он подверг всесторонней уничтожающей критике в "Материализме и эмпириокритицизме". Ленин не только защитил от нападок ревизионистов марксистскую философию, но и философски осмыслил и обобщил все то новое, что было достигнуто в развитии естествознания за время после написания Энгельсом "Анти-Дюринга". Ленин показал, что новейшие открытия в физике того времени подтверждают истинность диалектич. материализма. Величайшим вкладом Ленина в развитие марксистской философии являются его "Философские тетради", где разработаны такие важнейшие проблемы марксистской диалектики, как единство, тождество диалектики, логики и теории познания; противоположность диалектич. и метафизич. методологии (две концепции развития); учение о единстве и борьбе противоположностей как ядре диалектики и др. В своих произведениях Ленин дает классич. образцы применения материалистич. диалектики, диалектич. метода к важнейшим вопросам политики и классовой борьбы пролетариата, к стратегии и тактике рабочего движения, к политич. экономии и др. наукам. Эти и др. проблемы философии марксизма Ленин разрабатывал и в более поздних своих произведениях – "О значении воинствующего материализма", "Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках Троцкого и Бухарина" и др. Ленин внес неоценимый вклад в экономич. теорию марксизма. Он открыл высшую стадию капитализма – империализм, раскрыл его специфику, его экономич. и политич. сущность. Анализируя экономику эпохи империализма, Ленин открыл один из важнейших его законов – неравномерности развития капитализма закон, в силу к-рого революц. ситуация возникает не обязательно в самых развитых в экономич. отношении странах, а в той стране, где противоречия капитализма наиболее обострены и буржуазия к-рой неспособна путем политич. маневров и махинаций нейтрализовать революционность нар. масс. Такая страна, по определению Ленина, представляет собой слабое звено в цепи империализма. В этом слабом звене и произойдет прежде всего прорыв единой цепи системы империализма. Исходя из этого, Ленин конкретизировал и развил теорию социалистич. революции и диктатуры пролетариата применительно к эпохе империализма: пролет. революция не может произойти одновременно во всех важнейших, наиболее развитых капиталистич. странах, как предполагали Маркс и Энгельс, ибо революц. ситуация не может возникнуть одновременно во всех основных странах мира. Наоборот, исходя из учения о слабом звене в цепи империализма, естественнее предположить, что таким слабым звеном или звеньями окажется вначале одна или несколько стран, где позиции империализма наиболее подорваны и ослаблены, и именно там и произойдет пролет. революция. Т.о., Лениным был сделан важнейший вывод – о возможности победы пролет. революции и социализма сначала в одной стране. Жизненная практика, развитие историч. событий в 20 в. подтвердили этот ленинский вывод, к-рый после победы Великой Октябрьской социалистич. революции и построения социализма в СССР превратился из науч. гипотезы в науч. теорию. Победа социалистич. революции в ряде европейских и азиатских стран нар. демократии является новым практич. подтверждением правильности, истинности ленинской теории пролет. революции. Новый вывод Ленина о возможности победы социализма в одной стране не означал "отмены" и "замены" им марксовой теории социалистич. революции какой-то иной теорией. Все осн. положения марксистской теории социалистич. революции были сохранены и развиты Лениным. Это относится к вопросу о диктатуре пролетариата, о партии рабочего класса, о союзниках пролетариата в революции – крестьянстве прежде всего, о стратегии и тактике его борьбы с буржуазией и ее прихвостнями – ревизионистами, догматиками и оппортунистами разных оттенков, о нац.-освободит. движении. Создавая теорию коммунизма, Маркс и Энгельс наметили лишь общие контуры будущего коммунистич. общества, лишь в самых общих чертах показали различие между двумя его фазами. Основываясь на этих положениях Маркса и Энгельса, Ленин разработал вопросы об осн. чертах переходного периода от капитализма к социализму, о путях и средствах построения социализма и коммунизма, об осн. закономерностях развития общества в эпоху социализма и коммунизма. Тем самым Ленин идейно вооружил Коммунистич. партию на длительный историч. период. Исходя из гениальных ленинских положений, творчески применяя и развивая их, КПСС привела сов. народ к победе социализма и теперь руководит развернутым строительством коммунистич. общества в СССР. Ленинизм, возникнув в России, на почве рус. рабочего движения, имеет огромное междунар. значение. Говоря словами самого Ленина, теория и тактика рус. коммунистов представляют собой образец для всех революционеров: "...русский образец, – писал он, – доказывает в с е м странам кое-что, и весьма существенное, из их неизбежного и недалекого будущего" (Соч., т. 31, с. 5–6; ср. с. 10). После смерти Ленина КПСС во главе со своим Центральным Комитетом и др. коммунистич. партии продолжали развивать марксистско-ленинскую теорию, обобщая практич. опыт социалистич. строительства в СССР, опыт международного коммунистич. и нац.-освободит. движения. В напряженной борьбе с различного рода оппортунистами (троцкистами, "правыми", бурж. националистами и др.) КПСС сумела дать единственно правильный ответ на коренной жизненный вопрос того времени о возможности построения социализма в одной стране, находящейся в капиталистич. окружении. Это положение явилось важнейшим вкладом в марксистско-ленинскую теорию, обогатившим ее, открывшим широкую историч. перспективу для развития революции. Развивая и конкретизируя это новое положение марксистско-ленинской теории, КПСС разработала вопросы: о путях, темпах и средствах социалистич. индустриализации; о методах и формах осуществления кооперативного плана В. И. Ленина, что открыло широкий путь к социализму многомиллионной массе трудового крестьянства; о путях и средствах проведения культурной революции в стране, к-рая до этого страдала от дикого невежества, темноты и нищеты; о закономерностях построения социалистич. общества и постепенного перехода к коммунизму. В годы Великой Отечественной войны КПСС, творчески применив марксистскую диалектику в военном деле, к военной теории и практике, развила марксистско-ленинскую военную науку, к-рая неизмеримо превосходит все бурж. военные доктрины, основанные на порочной метафизич. методологии и антинаучном, идеалистич. мировоззрении. Война показала неизмеримое превосходство советской марксистско-ленинской военной науки над военной доктриной фашистской Германии и ее сателлитов в Европе и Азии. Важнейшей вехой в развитии марксистско-ленинской теории явился XX съезд КПСС. XX съезд развенчал культ личности Сталина. Для культа личности Сталина были характерны такие явления, как начетничество, талмудизм, цитатничество, догматизм, отсутствие смелости в постановке новых теоретич. проблем. Культ личности, конечно, не мог остановить творч. развития марксизма-ленинизма, но он сковывал творч. инициативу партийных масс, тормозил развитие теоретич. мысли. "Развенчав на своем XX съезде культ личности И. В. Сталина, – говорится в постановлении Июньского (1963) пленума ЦК КПСС, – и отбросив его, партия покончила с нарушениями ленинских норм партийной и государственной жизни, субъективизмом и догматизмом в экономике, политике и идеологии, открыла широкий простор инициативе и активности народных масс" ("Правда", 1963, 22 июня, с. 1). XX съезд КПСС смело поставил и творчески решил ряд коренных жизненных вопросов современности: о мирном сосуществовании двух обществ. систем; о возможности предотвращения войн в совр. эпоху; о формах перехода различных стран к социализму. Идея о возможности мирного сосуществования между гос-вами с различным обществ. и политич. строем впервые была высказана Лениным еще в начальный период существования Сов. гос-ва. Эта идея всегда лежала и лежит в основе внешней политики Сов. Союза. XX съезд КПСС подтвердил верность СССР ленинской политике мирного сосуществования, основанной на невмешательстве во внутр. дела др. стран, подчеркнул, что этот принцип и впредь остается основой внешней политики Сов. Союза, и призвал все страны признать политику мирного сосуществования как единственно разумную основу отношений между гос-вами с различным обществ. и политич. строем, обеспечивающую прочный мир во всем мире. Политика мирного сосуществования рассчитана на мирное экономич. соревнование социализма с капитализмом и исключает войну как средство разрешения междунар. споров, конфликтов и неурегулированных проблем, но она не исключает идеологич. борьбы между социализмом и капитализмом, так как в идеологич. области не может быть мирного сосуществования. XX съезд КПСС сделал важнейший вывод всемирно-историч. значения о возможности предотвращения войн в совр. эпоху. Такая возможность обусловливается изменением соотношения сил на мировой арене: могучим ростом мировой системы социализма, превратившейся ныне в решающую силу развития человеч. общества и отстаивающей дело мира, и полным крахом престижа империализма, к-рый деградирует и давно уже перестал играть доминирующую роль в мире, потеряв значит. часть своих экономич. и политич. позиций, своих колоний, из к-рых он извлекал сверхприбыли, и стяжав себе всеобщую ненависть нар. масс всех стран. Конечно, пока существует империализм как обществ. система, остается опасность возникновения войн. Но такие новые историч. факторы современности, как мировая система социализма, обладающая могучими материальными средствами для обуздания агрессоров и тем самым предотвращения агрессии; наличие большой группы гос-в несоциалистических, но прочно стоящих на позициях мира и активно выступающих против войны; растущее рабочее движение в капиталистич. странах; все более нарастающее движение сторонников мира, в к-ром участвует значит. часть человечества, – все эти факторы создают реальную возможность предотвращения войн в совр. эпоху. Задача заключается теперь в том, чтобы эту возможность превратить в действительность. Для этого требуются: неустанная бдительность народов, постоянное разоблачение агрессивных планов империалистич. поджигателей войны, постоянное расширение и укрепление движения сторонников мира, активная деятельность всех сил, борющихся против войны, за мир во всем мире. Теоретически обобщая с позиций марксизма-ленинизма процессы совр. обществ. жизни, XX съезд КПСС сделал новый творч. вывод, дополняющий и развивающий ленинскую теорию социалистич. революции, о возможности избежать в отдельных странах гражданской войны при взятии власти рабочим классом и осуществить этот важнейший шаг пролет. революции мирным путем, используя традиц. парламентские формы борьбы, исторически сложившиеся в данной стране. Такая возможность возникла теперь благодаря наличию мировой социалистич. системы, колоссального увеличения сил социализма, демократии, мира и непрекращающегося ослабления сил империализма, реакции и войны. В наст. время не исключена возможность того, что в нек-рых капиталистич. странах в результате активной деятельности прогрессивных элементов и сплочения большинства народа вокруг рабочего класса во главе с коммунистич. партией революц. силам удастся завоевать большинство в парламенте и, взяв власть в свои руки, осуществить социалистич. революцию без вооруж. восстания. Превращение такой возможности в действительность будет в каждой стране зависеть от реального соотношения классовых сил, от степени сопротивления эксплуататорских классов революц. преобразованиям, от ряда иных факторов конкретной историч. обстановки в данной стране и от междунар. положения. Этот вывод XX съезда КПСС отнюдь не снимает вопроса о немирном, насильств. пути развития социалистич. революции путем вооруж. восстания и ничего общего не имеет с ренегатскими теориями реформистов о "мирном пути" перехода от капитализма к социализму, о "перерастании" капитализма в социализм и т.п. Вывод XX съезда КПСС о возможности мирного перехода от капитализма к социализму не отрицает, а подчеркивает революц. характер этого перехода, не отрицает, а, наоборот, безусловно признает необходимость установления диктатуры пролетариата в результате мирной победы революции. Тем самым этот вывод направлен на победу социализма. В этом и заключается его марксистско-ленинская сущность. Коммунистич. партия, следуя заветам Ленина, учит рабочий класс и всех трудящихся овладевать всеми формами борьбы против капитализма – мирными и насильственными, парламентскими и непарламентскими, диалектически сочетая их в своей повседневной практике и используя, в зависимости от конкретной историч. обстановки, те из них, к-рые наилучшим образом ведут к конечной цели трудящегося человечества – к коммунизму. Важнейшим творч. вкладом в марксистско-ленинскую теорию являются решения и документы XXII съезда партии, принятая им Программа Коммунистической партии Советского Союза. В новой Программе КПСС дано теоретич. обобщение опыта социалистич. строительства в СССР и странах нар. демократии; раскрыты закономерности развития мировой системы социализма; закономерности, пути и средства построения материально-технич. базы коммунизма; определены перспективы роста и развития междунар. революц. движения рабочего класса и нац.-освободит. борьбы колониальных и зависимых народов; намечены пути и средства претворения в жизнь ленинской политики мирного сосуществования двух социальных систем и обеспечения всеобщего мира. Все ценнейшие теоретич. выводы новой Программы КПСС являются науч. обобщением реальных жизненных процессов. Важнейшей задачей как Коммунистической партии Советского Союза, так и всех братских коммунистич. партий является борьба за чистоту своего идейного оружия – марксистско-ленинской теории. Как показал опыт революционной борьбы, сила международного коммунистического движения – в верности марксизму-ленинизму и пролет. интернационализму. КПСС на протяжении всей своей истории вела борьбу против всяких видов отступничества от теории марксизма-ленинизма, против всех проявлений оппортунизма. В Заявлении Совещания коммунистич. и рабочих партий в ноябре 1960 отмечается, что гл. опасностью в мировом коммунистич. движении является ревизионизм, и указывается вместе с тем на необходимость решит. борьбы и против сектантства и догматизма, к-рые могут на том или ином этапе развития отд. партий стать главной опасностью, если против них не вести последоват. борьбы. Борясь против совр. ревизионизма и догматизма, КПСС вместе с др. братскими партиями продолжает творчески развивать и конкретизировать марксистско-ленинскую теорию применительно к условиям мирного сосуществования двух противоположных социальных систем на мировой арене и развернутого коммунистич. строительства в СССР. Как указывается в Программе КПСС, "теоретическая разработка и своевременное практическое решение новых проблем, выдвигаемых жизнью, – необходимое условие успешного движения общества к коммунизму. Теория и впредь должна освещать путь практике, помогать выявлению и преодолению препятствий и трудностей, мешающих успешному коммунистическому строительству. Партия считает своей важнейшей обязанностью дальнейшее развитие марксистско-ленинской теории на основе изучения и обобщения новых явлений в жизни советского общества и опыта мирового революционного рабочего и освободительного движения, творческое сочетание теории с практикой коммунистического строительства" (1961, с. 118). Практика развернутого коммунистич. строительства дает массу фактич. материала для теоретич. обобщений, для дальнейшего развития и конкретизации марксистско-ленинской теории, для разработки науч. ответов на самые животрепещущие теоретич. вопросы действительности. В то же время коммунистич. строительство представляет собой применение марксистско-ленинской теории на практике и это, со своей стороны, способствует ее дальнейшей конкретизации и развитию. Успешному строительству коммунистич. общества способствует воспитание всех людей в духе идеалов науч. коммунизма. Идеологич. работа партии имеет важнейшее значение. Она способствует всестороннему гармоничному развитию личности, формированию нового духовного облика людей, для к-рых характерны высокая идейность, нравств. чистота, для к-рых творческий труд на благо общества составляет первую жизненную потребность. Коммунистич. партия Советского Союза, преодолев тяжелые последствия культа личности Сталина не только в практической, но и в идеологич. области, творчески продолжает и развивает марксизм-ленинизм, обогащает его на основе обобщения достижений совр. естествознания, практики революционной, классовой и нац.-освободит. борьбы и раскрытия новых закономерностей развития общества. В совр. эпоху марксизм-ленинизм нашел свое материальное воплощение в мировой социалистич. системе, к-рая оказывает все более решающее воздействие на весь ход мировой истории, на все развитие человеч. общества. Как указывается в Программе КПСС, "все больше возрастает воздействие мировой социалистической системы на ход общественного развития в интересах мира, демократии и социализма" (1961, с. 25). М. Митин. Москва Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|