Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 КХЬЯТИ-ВАДА



КХЬЯТИ-ВАДА


КХЬЯТИ-ВАДА
    КХЬЯТИ-ВАДА (санскр. khyativada — учение о знании) — в индийской философии общее обозначение теории познавательных ошибок. Поскольку ошибки считались в Индии разновидностями пусть даже и ложного, но все-таки знания, многие из позитивных доктрин философских школ одно временно рассматривались и как указание на определенный род ложного знания, или метафизического незнания, которое та или иная школа считает самым большим препятствием на пути освобождения (мокша, нирвана). Наиболее часто называются атмакхьяти, асаткхьяти, анирвачаниякхьяти, саткхьяти, акхьяти, випаритакхьяти и аньятхакхьяти. Большинство из этих доктрин касается трактовки примеров перцептивных ошибок, наподобие восприятия серебра в раковине или змеи в веревке, которые, однако, трактуются как перцептивные суждения.
    Название атмакхьяти (atmakhyati) отсылает к буддийской анатма-ваде (учение о нереальности Аммана}; согласно этой концепции, источником ошибки является перенесение на внешний мир внутренних характеристик сознания (в этом смысле все перцептивные суждения, илисавикальпа джняна, являются .южными — см. Нирвикалша—савикалыш). Другая буддийская доктрина, асаткхьяти (asatkhyati), ассоциирующаяся с мадхьямикой, утверждает, что перцептивные суждения ошибочны, поскольку объект восприятия нереален (asat) или пуст (шунья, см. Шуньята), напр. нереально серебро, воспринимаемое в раковине, или змея — в веревке. Анирвачаниякхьяти (anirvacariiyakhyati) принадлежит последователям адвашпа-веданты Шанкары. С ее точки зрения воспринимаемый объект, с одной стороны, реален — пока мы воспринимаем серебро в раковине, оно для нас реально, но в то же время и нереален, ибо наше суждение ложно. Т. о., природа этого объекта неопределенна в отношении реальности и нереальности (anirvacaniya). Сам Шанкара, однако, придерживался теории наложения (adhyasa), утверждая, что в познании происходит ошибочное наложение концепции “я” на все, что “я” не является.
    Если буддизм и адвайта на основании своих теорий утверждают, что все перцептивные суждения ложны, то вишишта-адвайтак миманса отправляются от противоположного тезиса. Сторонники вишишта-адвайты, придерживающиеся теории саткхьяти (satkhyati), делают ударение на реальности (sat) объекта познания. Качество “серебряности”, присущее раковине, столь же реально, как и “серебряность” серебра, поскольку оно свойственно обоим этим предметам. От тех же посылок отталкивается и мимансак Прабхакара Мишра, утверждая, что ошибка обязана не столько ошибочному восприятию “серебра” в раковине, сколько невосприятию (akhyati) разницы между раковиной в настоящий момент и ранее воспринятым серебром. Отсюда и название теории ошибок Прабхакары — акхьяти.
    Хотя Кумарила Бхатта и согласен с Прабхакарой в том, что всякое познание истинно, он выдвигает другую теорию ошибок, которая назьввается випаритакхьяти (viparitakhyati) — “познание противоположного”. Имеется в виду познание в одном объекте того, что противоположно его природе и этим объектом не является, напр. серебра в раковине. Этот подход с логической точки зрения мало отличается от теории ньяи, называемой аньятхакхьяти (anyathakhyati) (букв. — познание [одного] в другом).
    В отличие от мадхьямиков и адвайтистов, ньяя придерживается реалистической позиции, утверждая, что познание отражает реальность, поэтому у всякого суждения, даже ложного, есть свой реальный референт. Ошибка состоит в ложной атрибуции (агора), обязанной действию памяти: качество “серебряности”, воспринятое когда-то в серебре, приписывается раковине. В отличие от Прабхакары ньяя настаивает на том, что ошибка выступает в форме позитивного суждения, атрибутирующего раковине качества серебра, а не простого смешения разных суждений, вызванного отсутствием различения между раковиной и серебром. См. также Бхрама.
    Лит.: Bijayananda Kar. IndianTheories on Error. An Analytical Study. Ajanta Publication (India). 1990.
    В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 739
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ”
  • «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ»
  • АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ
  • АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ
  • АПОДИКТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ
  • АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ
  • Аналитические И Синтетические Суждения
  • ДИЗЪЮНКТИВНЫЕ СУЖДЕНИЯ
  • ЗАКОН КАТЕГОРИАЛЬНОГО СУЖДЕНИЯ
  • КАЧЕСТВО СУЖДЕНИЯ
  • КОЛИЧЕСТВО СУЖДЕНИЯ
  • КОНЪЮНКТИВНЫЕ СУЖДЕНИЯ
  • КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ
  • Конструктивные теории восприятия
  • Критика способности суждения
  • НЬЯЯ-ВАДА
  • ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФОРМЫ СУЖДЕНИЯ
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • СИНТЕТИЧЕСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ.
  • СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ
  • СПОСОБНОСТЬ СУЖДЕНИЯ
  • СУЖДЕНИЯ МОРАЛЬНЫЕ
  • ТЕОРИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
  • Фундаментальная ошибка атрибуции (fundamental attribution error, FAE)
  • аналитические и синтетические суждения
  • аналитические и синтетические суждения.
  • аподиктические суждения
  • вера в теории познания и философии науки
  • познание
  • синтетические суждения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь