|
ИНЬЯНИНЬЯН ИНЬЯН (кит., букв. — темное и светлое) — одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т. д. Этимологические значения инь ян — теневой и солнечный склоны холма или берега реки. В “Го юй” инь ян впервые представлены как две ипостаси “пневмы” (цч) — соответственно “земная” и “небесная”, нарушение порядка взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В “Гуань-цзы” с взаимодействием инь ян сопряжены смена времен года, дня и ночи. В “Чжуан-изы” инь ян связаны с категориями “Дао дэ цзина”: “покой” и “движение”. В традиционной космогонии появление инь ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного (“хаотичного” — хунь дунь) единства первозданной “пневмы” к многообразию всей “тьмы вещей” (вань у) (“Дао дэ цзин”). В процессуальном аспекте главный закон инь ян — дао, т. е. их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: “одно инь, одно ян — это и есть дао”. Наивно-диалектические представления отражены и в субстанциальном осмыслении оппозиции инь ян: каждое из противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: любая сторона инь и любая сторона ян в свою очередь делятся на инъ ян и т. д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине 1-го тысячелетия до н. э. и впервые была систематически изложена в “Чжоу и”, где инь ян названы “двумя образцами” (ляп и), рожденными “Великим пределом” (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. Гун) — прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе иньян щя, a Дун Чжуншу соединил ее с учением о “пяти элементах” о' сан), что в дальнейшем стало основой практически всех традиционных философских и научных построений. Уже в “Си цы чжуани” (комментирующей части “Чжоу и”) действие инь ян конкретизировалось в ряду понятийных оппозиций, в т. ч. распространявшихся на общественные и семейные отношения, а Дун Чжуншу перенес идею инь ян также на категории социальной оценки — моральные качества, награды и наказания: “Все дурное исчерпывается в инь, все доброе — в ян”; “в ян — высокое начало, в инь — низкое”. Чжоу Дучьи связал рождение инь ян с динамикой “движения” и “покоя” собственно “Великого предела” как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность инь ян, реализующихся в “пневме”. Ван Фучжи акцентировал “взаимопроникновение” инь ян, объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция инь ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины. А. И. Кобзев Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|