ИНЬЯН


ИНЬЯН
    ИНЬЯН (кит., букв. — темное и светлое) — одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т. д. Этимологические значения инь ян — теневой и солнечный склоны холма или берега реки.
    В “Го юй” инь ян впервые представлены как две ипостаси “пневмы” (цч) — соответственно “земная” и “небесная”, нарушение порядка взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В “Гуань-цзы” с взаимодействием инь ян сопряжены смена времен года, дня и ночи. В “Чжуан-изы” инь ян связаны с категориями “Дао дэ цзина”: “покой” и “движение”. В традиционной космогонии появление инь ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного (“хаотичного” — хунь дунь) единства первозданной “пневмы” к многообразию всей “тьмы вещей” (вань у) (“Дао дэ цзин”). В процессуальном аспекте главный закон инь ян — дао, т. е. их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: “одно инь, одно ян — это и есть дао”. Наивно-диалектические представления отражены и в субстанциальном осмыслении оппозиции инь ян: каждое из противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: любая сторона инь и любая сторона ян в свою очередь делятся на инъ ян и т. д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине 1-го тысячелетия до н. э. и впервые была систематически изложена в “Чжоу и”, где инь ян названы “двумя образцами” (ляп и), рожденными “Великим пределом” (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. Гун) — прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе иньян щя, a Дун Чжуншу соединил ее с учением о “пяти элементах” о' сан), что в дальнейшем стало основой практически всех традиционных философских и научных построений.
    Уже в “Си цы чжуани” (комментирующей части “Чжоу и”) действие инь ян конкретизировалось в ряду понятийных оппозиций, в т. ч. распространявшихся на общественные и семейные отношения, а Дун Чжуншу перенес идею инь ян также на категории социальной оценки — моральные качества, награды и наказания: “Все дурное исчерпывается в инь, все доброе — в ян”; “в ян — высокое начало, в инь — низкое”. Чжоу Дучьи связал рождение инь ян с динамикой “движения” и “покоя” собственно “Великого предела” как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность инь ян, реализующихся в “пневме”. Ван Фучжи акцентировал “взаимопроникновение” инь ян, объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция инь ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины.
    А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 611
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • “ЧЖОУ И”
  • “ЧЖОУ ЛИ”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ДВИЖЕНИЕ АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ
  • ДУН ЧЖУНШУ
  • ИНЬЯН ЦЗЯ
  • Левая Сторона
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • МОДЕЛЬ МИРА
  • Модель мира
  • Модель мира
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Нарушение развития в форме гиперкинеза
  • Нарушение развития способностей к арифметике
  • Правая Сторона
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  • ЧЖОУ ДУНЬ-И
  • ЧЖОУ ДУНЬИ
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ, Чжуан Чжоу
  • ЮЙ ЧЖОУ
  • дун чжуншу
  • левая сторона
  • чжоу дуньи
  • чжоу и
  • чжоу ли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь