|
ДУН ЧЖУНШУДУН ЧЖУНШУ Дун Гуйянь (180—115 или 179—104 дон. э.), кит. философ, представитель конфуцианства, именуемый иногда «Конфуцием эпохи Хань». Род. в местности Гуанчуань (уезд Цзаоцян на Ю.-В. совр. пров. Хэбэй). В период правления Цзин-ди (156— 141 дон. э.) преподавал в императорском университете, при императоре У-ди (140—87 дон. э.) был призван ко двору. С именем Д. Ч. связало превращение конфуцианства в гос. доктрину: в 136 он предложил У-ди «искоренить сто школ и почитать только конфуцианство». По инициативе Д. Ч. были введены гос. экзамены на чиновничьи должности, основанные на изучении конфуцианских классиков; они положили начало позднейшей экзаменационной системе, важнейшему институту вплоть до нач. 20 в. Д. Ч. разрабатывал космогонич. и натурфилос. проблемы и создал учение о небе как части природы и как высшей силе, стоящей над миром и определяющей его судьбу. Он считал небо источником всех вещей, в том числе и пути (дао): «Порядок и смута, гибель и процветание зависят от судьбы, ниспосылаемой небом. От неё нельзя уклониться», ибо «судьба — это повеление неба». Как часть природы небо выступает в паре с землёй и в триаде с землёй и человеком. Небо — вверху, оно создатель человека, земля — внизу, вместе с небом она порождает все вещи, человек находится между ними, будучи самым ценным из всего созданного небом. При этом небо отождествляется с космич. силой ян (а также светом), земля — с силой инь (а также мраком). Инь и ян — это проявление единого, всепрони-кающего ци. Отсюда Д. Ч. переходит к социальным и историч. теориям. Небо, земля и человек символизируются тремя горизонтальными чертами, а путь — соединяющей их вертикальной чертой; в сумме получается иероглиф «ван» — правитель, который только и способен постичь путь указанной триады. Небо наказы-пает и награждает, осуществляя свою власть в определ. последовательности, связанной с круговоротом пяти первоэлементов (у-син). На этой основе Д. Ч. создал теорию историч. развития — учение о «трёх периодах господства», поочерёдно сменяющих друг друга: каждый из них начинается с получения правителем «мандата неба», символизируется определ. цветом (чёрный, белый, красный) и соответствует к.-л. конкретной династии. Быков Ф. С., Учение о первоэлементах в мировоззрении Д. Ч. (К проблеме становления конфуцианства), в кн.: Китай. Япония. История и филология, М., 1961, с. 117—30; F o r k e А., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 46—64; см. также лит. к ст. Конфуцианство. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДУН ЧЖУНШУ ДУН ЧЖУНШУ [190 или 179, Гуанчуань (современный уезд Хэншуй провинции Хэбэй) — 120 или 104 до н. э.] — китайский философ и государственный деятель, “Конфуций эпохи Хань” (206 до н. э.— 220 н. э.), придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров “школы новых текстов”. Происходил из знатной семьи. Был министром и инициатором введения основанных на конфуцианских канонах государственных экзаменов на чиновничьи должности, положив начало экзаменационной системе (кэ цзюй) — важнейшему социально-идеологическому институту китайского государства вплоть до нач. 20 в. Преподавал в императорской высшей школе, был учителем историка и мыслителя Сыма Цяня (2—1 вв. до н. э.). Идейное наследие Дун Чжуншу представлено собранием 82 философских и социально-политических эссе, названным составителями “Чунь цю фань лу” (“Обильные росы “Весен и осеней””), а также “Тремя докладами о Небе и человеке” (“Тянь жэнь сань цэ”), включенными в посвященную Дун Чжуншу главу 56 “Хань шу” (официальной истории династии Хань). Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в которой использовал идеи даосизма и иньян цзя. По Дун Чжуншу, все в мире происходит из “первоначала” (“первопричины” — юань), аналогичного “Великому пределу” (тай цзи), состоит из “пневмы” (ци) и подчиняется неизменному дао. Действие дао проявляется прежде всего в последовательном возобладании противоположных сил инь ян ициркуляциях “взаимопорождающих” и “взаимопреодолевающих” “пяти элементов” (у син). Впервые в китайской философии двоичная и пятеричная классификационные схемы — инь ян и у син — были сведены Дун Чжуншу в единую систему, охватывающую весь универсум. “Пневма” наполняет Небо и Землю как незримая вода, в которой человек подобен рыбе. Он—микрокосм, до мельчайших деталей аналогичный макрокосму (Небу и Земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Подобно монетам (см. Mo цзя), Дун Чжуншу наделял Небо “духом” и “волей”, которые оно, не говоря и не действуя (у вэй), проявляет через государя, “совершенномудрых” и природные знамения. Решая фундаментальную для конфуцианства проблему “индивидуальной природы” человека, Дун Чжуншу выдвинул три новые идеи: 1. Подчиняясь универсальному дуализму сил инь ян, человеческая природа делится на доброт ворную (ян) природу (син) и злотворную (инь) чувственность (цин). 2. “Добро” (шань) как атрибут человеческой “природы” имеет относительный характер: человеческая “природа” может считаться “доброй” в сравнении с природой птиц и зверей, но не с “природой” “совершенномудрых”; у “совершенномудрых” “природа” иная, чем у “средних” людей, у последних—иная, нежели у “ничтожных”. 3. “Добро” потенциально присуще человеческой “природе”, которая от рождения обладает “добрым началом”: “человеческая природа подобна рису на корню, доброрису в зерне”. Признание актуальной нейтральности изначальной человеческой “природы” сближает Дун Чжуншу с Конфуцием, оценка ее как потенциально “доброй” — с Мэч-цзы, а упор на социализацию как фактор формирования “добра” в человеке — с Сюнь-цзы. В последнем пункте Дун Чжуншу сомкнулся и со своими политическими противниками—легистами (см. Легизм), одобрив их метод наград и наказаний как необходимую фазу инь наряду с морально-духовным воздействием фазы ян. Дун Чжуншу признавал существование двух видов судьбоносного “предопределения” (мин): исходящего от природы “великого предопределения” и исходящего от человека (общества) “изменяющегося предопределения”. Историю Дун Чжуншу представлял как циклический процесс, состоящий из трех этапов (“династий”), символизируемых цветами (черным, бельм, красным) и добродетелями— “преданностью”, “почтительностью”, “культурой” (вэнь). Отсюда Хэ Сю (2 в.) вывел историософское “учение о трех эрах”, популярное вплоть до Кан Ювэя. Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Дун Чжуншу целостная онтолого-космологическая интерпретация общественно-государственного устройства, основанного на учении о взаимном “восприятии и реагировании Неба и человека”. По Дун Чжуншу, не “Небо следует дао”, как у Лао-цзы, а “дао исходит из Неба”, являясь связующим звеном между Небом, Землей и человеком. Наглядное воплощение данной связи—иероглиф “ван” (государь), состоящий из трех горизонтальных черт (символизирующих триаду: Небо — Земля — человек) и пересекающей их вертикали (символизирующей дао). Соответственно постижение дао — главная функция государя. Фундамент общественно-государственного устройства составляют “три устоя” (сань ган, см. Синь гон у чан), производные от неизменного, как Небо, дао: “Правитель является устоем для подданного, отец — для сына, муж — для жены”. В этом небесном “пути государя” (ван дао) первый член каждой пары знаменует собой господствующую силу ян, второй — подчиненную силу инь. Подобная конструкция, близкая к тезисам Хань Фэя (3 в. до н. э.), отражает сильное влияние легизма на социально-политические взгляды ханьского и более позднего официального конфуцианства. Соч.: Дун-цзы вэнь цзи (Собр. литературных творений мудреца Дуна).—В сер.: Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1937; ЛайЯньюань. Чунь цю фань лу цзинь чжу цзинь и (“Чунь цю фань лу” с современным комментарием и пер.). Тайбэй, 1986; в пер.: [О небе и человеке. О познании], пер. М. Л.Титаренко.—В сб.; Антология мировой философии, т. I, ч. 1. M., 1969; Чунь цю фань лу, пер. А. С. Мартынова.—В кн.: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1988; “Lectures chinoises” (Peking), N l, 1945, p. 1—17; Chan Wing-fst. A Source Book in Chinese Philosophy. Princeton (N. Y.) — L., 1963, p. 271-88. Лит.: Быков Ф. С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжуншу.—В кн.: Китай, Япония. История и филология. М., 1961; Шестакова Т. Г. К вопросу о философской основе исторической концепции конфуцианства.—В кн.: Из истории китайской философии. Становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978. А. И. Кобзев Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|