ВЭЙ БОЯН


ВЭЙ БОЯН
    ВЭЙ БОЯН [ок. 100, Шанюй (современная провинция Чжэцзян)—ок. 170]—один из основателей китайской алхимии. Родившийся в аристократической семье Вэй Боян отказался от чиновничьей карьеры и пожелал приобщиться к даосским искусствам. В поисках учителей он много путешествовал, пока наконец не нашел в Дунбэе наставника в лице некоего “настоящего человека” (чжэнь жэнь), от которого воспринял тайное знание и соответствующие навыки (ми цзюэ). По возвращении домой он жил в уединении, совершенствуясь в дао-искусстве. Вэй Боян был образованным человеком, хорошо знавшим философскую литературу (классического и эзотерического направлений), и, как полагают, воспринял учение древних алхимиков, ассоциируемое с известным даосским центром Лунхушань (в современной провинции Цзянси). Главным произведением Вэй Бояна считается комментарий в трех книгах к китайской классической “Книге Перемен” (“И цзин”, см. “Чжоу и”), известный как “Совмещение трех [техник на основе] чжоуских перемен” (“Чжоу и сань тун ци”). В этом тексте описывается способ приобретения статуса “бессмертного”, базирующийся на соединении трех “оснований”—даосской алхимической техники (лухо), связанной с производством “эликсира бессмертия” (дань), схематики “И цзина”, отражающей “великие перемены” (да и), т. е. общекосмический процесс, моделью которого является система триграмм (см. Гуа), и “учения Хуан -ди]—Лао[-цзы]” (Хуан-Лао сюэ пай), т.е. собственно ханьского (натурфилософского) даосизма. Существует традиционное толкование заглавия книги Вэй Бояна, согласно которому каждый иероглиф в нем имеет определенные коннотации в рамках специфического даосско-алхимического и “макробиотического” дискурса. Так, “чжоу” в этом контексте указывает на учение о последовательной трансляции тайного знания о “переменах” (и) тремя династиями, первая из которых (Ся) владела неким “ключом” к интерпретации триграмм, который носил название “лянь шань”, вторая (Шан-Инь)—“ключом” под названием “гуй цзан”, а третья (Чжоу)—собственно “чжоуским”, откуда и происходит название “Книги перемен” для той эпохи — “Чжоуские перемены” (“Чжоу и”). Однако при этом сами “перемены” в народной этимологии толковались как вообще способность к изменению (трансформации), в частности у некоторых животных (линька змей и ящериц, изменение цвета хамелеонов, вообще мимикрия и т. д.). По поверью, некоторые “перемены” такого рода были скоординированы с временными циклами, поэтому ящерицу, напр., в просторечии называли “двенадцатичасовой тварью”, имея в виду, что цвет ее головы якобы регулярно изменяется в течение суток (т. е. двенадцати китайских “часов”—щи). Следовательно, в специфическом контексте даосской алхимической практики, связанной с поимками регуляции временных циклов (биоритмов), словосочетание “чжоу и” могло также означать “циклические изменения”, поскольку “чжоу” имеет значения “круг”, “цикл”, “неделя” и т. д. Т. о., более полное толкование названия трактата Вэй Бояна может быть передано по-русски как “инструкция по совмещению трех практик (“перемен”, “Хуан-Лао” и <яу хо”) по [чжоускому] методу циклических трансформаций”. Впоследствии “Сань тун ци” неизменно рассматривался адептами даосизма в качестве опорного текста для различных духовных практик (в особенности для т. н. цигуна), наряду с такими текстами, как “Дао дэ цзин” (в версии Хэшан-гуна), “Хуан тин цзин” (“Канон Желтого двора”), “У чжэнь пянь” (“Главы о постижении (истинной] реальности”) и т. д.
    Г. А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 634
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЧЖОУ И”
  • “ЧЖОУ ЛИ”
  • Ананай-Ке (Учение Трех И Пяти)
  • БОЯН
  • вэй
  • ВЭЙ ГУ
  • ВЭЙ ШАН-ЦЗЮНЬ
  • вэй шу
  • ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ
  • знание-как и знание-что
  • И-Цзин (Книга Перемен)
  • И-Цзин (Книга Перемен)
  • КАН Ю-ВЭЙ
  • лао учение
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • У ВЭЙ
  • у вэй
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • хуан-ди учение
  • ЦЗИН ВЭЙ
  • цзин вэй
  • ЧЖОУ ДУНЬ-И
  • ЧЖОУ ДУНЬИ
  • чжоу дуньи
  • чжоу и
  • чжоу ли
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ, Чжуан Чжоу
  • чэнь вэй
  • ЮЙ ЧЖОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь