ВИВАРТА-ВАДА


ВИВАРТА-ВАДА
    ВИВАРТА-ВАДА (санскр. vivarta-vada — учение о видимости) — концепция причинности, выдвинутая в адвайтаведанте Шанкары. Считается одним из вариантов саткарья-аады (букв.— учение о реальности следствия), т.е. учения о том, что следствие уже имплицитно заложено в причине, целиком ею определяется и не вносит своим появлением ничего нового. С т. зр. адвайты причина и источник мира—это высший Брахман, о котором из священного писания известно, что он всегда остается постоянным, неизменным и не подвержен каким бы то ни было трансформациям (паринама). Поскольку адвайта не признает иной реальной сущности помимо Брахмана, а эмпирический мир отличается многообразием и изменчивостью, само творение должно рассматриваться как “иллюзия” (майя), “видимость” (виварта). Иначе говоря, следствие, т. е. вся вселенная, лишь иллюзорно “накладывается” на вечную природу Брахмана; в этом смысле вселенная может считаться тождественной Брахману, коль скоро с тем никогда ничего и не происходило. Концепция виварта-вады в адвайте предполагает различение уровней реальности и знания (сама идея разведения “высшего” — “парамартхика” и всего лишь “практически удобного”, “суетного” знания “самврити” заимствована Шанкарой у буддиста Нагарджуны). На уровне “высшей истины” (парамартхикасатья) существует лишь вечный Брахман, тождественный чистому Атману, тогда как на уровне “практически удобной”, “профанической истины” (вьявахарика-сатья) располагаются все явления феноменально явившейся вселенной—Бог-творец Ишвара, множество отличных друг от друга душ, неодушевленные предметы; их существование обусловлено “видимостью” (виварта), “неведением” (ввндья), игрой “космической иллюзии” (майя), однако не может считаться полностью нереальным, поскольку в конечном счете опирается на реальность самого Брахмана. Н. В. Исаева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 740
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ”
  • АДЖАТИ-ВАДА
  • АНАТМА-ВАДА
  • АНТА-АНАНТА-ВАДА
  • АНЭКАНТА-ВАДА
  • АПОХА-ВАДА
  • АСАТКАРЬЯ-ВАДА
  • Адбхута брахмана
  • БИМБА-ПРАТИБИМБА-ВАДА
  • ВИДЖНЯНА-ВАДА
  • Вада
  • ДРИШТИ-СРИШТИ-ВАДА
  • ИШВАРА-ВАДА
  • КХЬЯТИ-ВАДА
  • КШАНИКА-ВАДА
  • НИХСВАБХАВА-ВАДА
  • НИЯТИ-ВАДА
  • НЬЯЯ-ВАДА
  • ПАРИНАМА-ВАДА
  • ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
  • ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
  • ПУДГАЛА-ВАДА
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Проба Вада
  • САТКАРЬЯ-ВАДА
  • СВАБХАВА-ВАДА
  • УЧЧХЕДА-ВАДА
  • ШУНЬЯ-ВАДА
  • ЯДРИЧЧХА-ВАДА
  • совершенной истины учение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь