АНЭКАНТА-ВАДА


АНЭКАНТА-ВАДА
    АНЭКАНТА-ВАДА (санскр. anekantava da— учение о неоднозначности) — основная доктрина диалектической методологии в джайнской философии, суть которой в признании объективной многоаспектности сущего, несовместимой с абсолютизацией отдельных ее аспектов в рациональном познании мира. Пафос творцов анэканта-вады — в критике односторонних способов параметризации и вербализации действительности, предлагаемых другими философскими направлениями, и в акцентировке определенного “срединного пути” как гаранта против “идолов познания”. Анэканта-вада прежде всего систематизирует возможные подходы к описанию действительности (пауа), каждый из которых чреват при некорректной его экстраполяции за границы рационального той или иной абсолютизацией. Эти подходы были исчислены уже в “Таттватхигамасутре” Умасвати (I. 34—35), а затем истолкованы и систематизированы в “Сьядвадаманджари” Маллишены и в “Прамананайятаттварахасье” Гунаратны.
    Хотя Умасвати предлагал исчислять найи в количестве 8, средневековые авторы предпочитали считать, что их 7. В их число включались: l) naigamya-naya — нестрогая атрибуция качеств субстанциям (положение: “В душе есть бытие и сознание”, тогда как в данном случае бытие следовало бы отделять от сознания); 2) samgraha-naya — обращение к роду без уточнения видовых различий (душу, начала движения и покоя, а также пространство и материю относят к “субстанциям”, не проводя различений между ними);
    3) vyavahara-naya — разложение целого на части (напр., “то, что есть, может быть либо субстанцией, либо атрибутом”): 4) rjusutra-naya—выделение того состояния вещи, которое обнаруживается только в данный момент; 5) sabdanaya — буквалистская интерпретация слов и выражений (когда говорят, напр., “Гора Сумеру была, есть и будет”, то можно подумать, что указанные временные характеристики присущи горе как таковой); 6) samabhirudha-naya— специальное рассмотрение синонимов (можно подумать, чтоИндра, Шакра и Пурандара — разные божества, а не имена одного); 7) evambhuta-naya—изолированное рассмотрение этимологии. Первые четыре найи соотносятся средневековыми джайнами с вещами самими по себе, три последние—с их вербализацией; первые три—с субстанциями, четыре последние — с их состояниями. Маллишена уточняет, что 1-я найя представлена в ньяя-вайшешике, 2-я абсолютизируется в монизме веданты (отчасти и в санкхье), 3-я—у материалистов-локаятиков, 4-я—у буддистов, 5—7-я—у грамматистов. Трактовки 2-я и 4-я представляют две взаимодополняющие крайние позиции индийской мысли, в которых реально абсолютизируются соответственно единство и неизменность Бытия и плюральность и изменчивость мира становления.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 737
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АДЖАТИ-ВАДА
  • АНАТМА-ВАДА
  • АПОХА-ВАДА
  • АСАТКАРЬЯ-ВАДА
  • Вада
  • ВИВАРТА-ВАДА
  • ВИДЖНЯНА-ВАДА
  • знание-как и знание-что
  • ИШВАРА-ВАДА
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КХЬЯТИ-ВАДА
  • КШАНИКА-ВАДА
  • НИХСВАБХАВА-ВАДА
  • НЬЯЯ-ВАДА
  • ПАРИНАМА-ВАДА
  • Проба Вада
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПУДГАЛА-ВАДА
  • САТКАРЬЯ-ВАДА
  • СВАБХАВА-ВАДА
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • УЧЧХЕДА-ВАДА
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь