|
ВАЛЛАБХАВАЛЛАБХА ВАЛЛАБХА (VaUabha) (1481-1533)-создатель течения вишуддха-адвайта (“чистая недвойственность”) в рамках веданты; подобно прочим представителям вишнуитского направления веданты, испытал на себе значительное влияние идей “Бхагавадгиты” и “Бхагавата-пураны”. Основные труды: Комментарий на “Брахма-сутры”, “Субодхини” (Комментарий на “Бхагавата-пурану”) и трактат “Таттвадипика” (с собственным комментарием “Пракаша”). Брахман у Валлабхи имеет множество качеств и форм проявления, однако он не связан ими, поскольку само их существование зависит от его соизволения, а потому он считается чистым, “лишенным формы” (“нишпрапанча”); вместе с тем, из милосердия к живущим, он проявляет себя как Кришна. В системе Валлабхи насчитывается 10 видов познания, из них 5 вечных и 5 временных — это божественная природа, достижимая душой в освобождении, проявление божественных качеств в мире, манифестация Бога в Ведах, сообразно которым творится мир в начале каждого вселенского цикла, манифестация Бога в вербальном знании самого Кришны и проявление Бога в истинных вербальных суждениях отдельной души. Временные — непосредственное,' чувственное восприятие (пратьякша) и четыре “опосредованных” (букв,—“заочных”, парокша), интеллектуальных видов познания, зависящих, соответственно, от функций манаса, буддхи, аханкары и читты. Единственный способ достижения освобождения—это бхакти, или любовь к Богу. Сам человек не властен над нею, поскольку предрасположенность, семя этой любви уже заложено в нем Кришной; даже степень проявления бхакти заранее предопределена и всепоглощающая страсть (вьясана), ведущая к единству с Кришной в небесном мире, сама по себе никак не зависит от усилий адепта и может лишь внезапно раскрыться в нем как высший “дар” (прасада) самого Бога. Я. В. Исаева Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|