НАУКОВЕДЕНИЕ


НАУКОВЕДЕНИЕ
— научная дисциплина, изучающая способы функционирования и развития науки, структуру и формы научной деятельности, взаимодействие науки с др. социальными ин-тами и сферами материальной и духовной жизни общества.
Отдельные аспекты развития науки привлекали внимание ученых и философов, начиная с Г. Галилея и Ф. Бэкона. Однако только в 20 в. в связи с громадным усилением влияния науки на все стороны общественной жизни ее изучение становится предметом специальных исследований. В 1960-е гг. эти исследования оформляются в самостоятельную научную дисциплину. Под влиянием Н. возникают специальные отрасли: социология науки, экономика науки, психология науки и т.п., которые входят в систему Н. Однако Н. — это не комплекс дисциплин и даже не синтез знаний о логико-познавательных, социальных, психологических, структурно-организационных аспектах развития науки, а особая наука, изучающая взаимодействие различных элементов, определяющих развитие науки как исторически изменяющейся целостности. В Н. выделяют аналитическое и нормативное направления исследований. Целью аналитического изучения является раскрытие закономерностей функционирования и развития науки как социального ин-та и особой формы деятельности (социально-экономические детерминанты ее развития, их взаимодействие; типология связей науки с др. социальными ин-тами; эволюция организационных форм науки в процессе изменения ее объема и социальных функций и т.п.). При изучении места науки в обществе, взаимосвязей науки с др. социальными ин-тами применяются понятия и методы истории, социологии, политэкономии и др. Проблемы научного творчества изучаются с помощью психологических и социально-психологических методов. Оформилась область статистического исследования структуры и динамики информационных массивов науки и потоков научной информации (наукометрия). Изучение организационных форм научной деятельности объединяет специалистов по теории организации, психологов, социологов, математиков и др.
На результатах аналитического изучения науки базируются нормативные науковедческие исследования. В самом общем виде их цели можно сформулировать как разработку теоретических основ научной политики и государственного регулирования науки: выработку рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, объективных критериев оценки результатов этой деятельности, принципов организации, планирования и управления научными исследованиями.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


НАУКОВЕДЕНИЕ
        отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику науч. деятельности, взаимодействие науки с др. социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.
        Отд. аспекты развития науки издавна привлекали внимание мн. учёных (Г. Гельмгольц, К. Бернар, Т. Гексли, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.). Одну из первых попыток раскрыть социальные, психологич. и др. факторы, влияющие на развитие науки, предпринял твейц. ботаник А. Декандоль («История науки и ученых за два века» — «Hisloire des sciences et des savants depuis deux siecles», 1873). Проблемы формирования учёного изучал В. Оствальд («Великие люди» — «Grosse Manner», 1909). Потребность в комплексном изучении науки стала особенно ощутимой в 1-й пол. 20 в. в связи с громадным возрастанием её роли и развитием научно-технич. революции.
        В 20—30-х гг. были предприняты первые попытки сформулировать программу Н. как особой отрасли исследований [в СССР И. Воричевский (1920), польск. учёные М. и С. Оссовские; важный вклад в развитие исследований по Н. внесли С. Г. Струмилин и Дж. Д. Бер-нал]. С сер. 40х гг. во мн. странах развёртываются эмпирич. исследования науч. деятельности. Оформление Н. в самостоят. отрасль науки относится к 60-м гг., когда сложились совр. представления о предмете и задачах Н. и возникли науч. коллективы, разрабатывающие проблемы Н.
        Под влиянием Н. формируются спец. отрасли (социология науки, экономика науки, психология науки и др.), которые входят в систему Н. Однако Н. не комплекс отд. дисциплин и даже не синтез знаний о логико-познават., социальных, экономич., психологич., струк -турноорганизац. аспектах развития науки, а наука, изучающая взаимодействие различных элементов, определяющих развитие науки как исторически изменяющейся целостности. В Н. выделяют аналитич. и нормативное направления исследований. Целью аналитич. изучения является раскрытие закономерностей функционирования и развития науки как социального института и особой формы деятельности (социально-эко-номич. детерминанты её развития, их взаимодействие; типология связей науки с другими социальными институтами; эволюция организационных форм науки в процессе изменения её объёма и социальных функций и т. п.).
        При изучении места науки в обществе, взаимосвязей науки с др. - социальными институтами применяются понятия и методы истории, социологии, политэкономии и др. Проблемы науч. творчества изучаются с помощью психологич. и социально-психологич. методов. Оформилась область статистич. исследования структуры и динамики информац. массивов науки и потоков науч. информации (наукометрия). Изучение организац. форм науч. деятельности объединяет специалистов по теории организации, психологов, социологов, математиков и др.
        На результатах аналитич. изучения науки базируются нормативные науковедч. исследования. В самом общем виде их цели можно сформулировать как разработку теоретич. основ науч. политики и гос. регулирования науки: выработка рекомендаций по повышению эффективности науч. деятельности, объективных критериев её оценки, принципов организации, планирования n управления науч. исследованиями. М и к у л и н с н и й С. Р., Родный Н. И., Наука как предмет спец. исследовании, «ВФ», 1966, № 5; их же, Место Н. в системе наук, там же, 1968, № 6; Наука о науке. Сб. ст., пер. с англ., M., 1966; Добров Г. М., Наука о науке, К., 19702; М и к у л и н с к й И С. Р., И.: проблемы и исследования 70 гг., «ВФ», 1975, № 7; Волков Г. Н., Истоки и горизонты прогресса, М., 1976; Организация научной деятельности, М., 1968 (в серии «Науковедение. Проблемы и исследования», вышло 13 тт., 1968—77); Социализм и наука, М., 1981.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


НАУКОВЕДЕНИЕ
    НАУКОВЕДЕНИЕ — термин, введенный И. Боричевским в 1925 г. для характеристики отрасли исследований научного знания и научной деятельности, взаимодействия науки с др. социальными институтами, сферами материальной идуховной жизни общества.
    Проблемы развития науки традиционно привлекали внимание крупных ученых (Г. Гельмгольц, К. Бернар, Т. Гексли, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.). Потребность в комплексном изучении науки, особенно ощущаемая в периоды пересмотра социальной роли и организационной перестройки науки, впервые выразилась в стремлении ее комплексного исследования в 1920—30-х гг. В эти годы были предприняты попытки сформулировать программу науковедения как особой области исследований (в СССР — И. Боричевский, в Польше — М. и С. Оссовские; важный вклад в развитие исследований внесли С. Г. Струмилин и Дж. Д. Бернал). Оформление науковедения как самостоятельной исследовательской области относится к 1960-м гг. и связано с послевоенной “организационной революцией” науки.
    Цель науковедения — разработка теоретического понимания науки, определение способов и критериев ее рационального участия в жизни и развитии общества. Науковедение изучает проблемы организации научной деятельности; самоорганизационные процессы, регулирующие существование научного сообщества и научной профессии в целом; информационные особенности роста и организации научного знания и реализацию политики в области науки; структуры научного потенциала; научное прогнозирование социально-экономического развития; разработку и осуществление глобальных и национальных научно-технических программ. При этом наряду с методами входящих в науковедение специальных дисциплин (истории науки, социологии, науки, психологии науки и др.) широко применяется математическое моделирование, экспертные методы.
    На результатах аналитического изучения науки базируются нормативные науковедческие исследования, направленные на обоснование практических шагов и решений, реализующих государственную политику в области науки и научно-технического прогресса. Типичным в этом отношения является всплеск интереса к науковедению в России 1990-х гг., когда испытывается острая потребность в разработке концепции реформы российской науки в условиях демократического общества и рыночной экономики. Интенсификация этих усилий потребовала подготовки кадров по новой специальности, а также выпуска первого российского специального журнала “Науковедение” (1999).
    Э. М. Мирский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1973
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • вера в теории познания и философии науки
  • ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
  • ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
  • институциональное развитие науки
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • историографии науки методы
  • историография науки
  • картографирование науки
  • ЛОГИКА НАУКИ
  • математизация науки
  • методология науки
  • МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
  • Надежда Пандоры: очерки по поводу реальности исследований науки
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • науки о природе и науки о культуре
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • нормы науки
  • основания науки
  • предмет науки
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки
  • Риторика в истории науки
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • философия науки
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ЭКОНОМИКА НАУКИ
  • этика науки
  • ЭТИКА НАУКИ
  • ЭТОС НАУКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь