|
НАТУРАЛИЗМНАТУРАЛИЗМ (от лат. naturalis — природный, естественный; natura — природа) — всякая филос. концепция, рассматривающая природу как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все «сверхъестественное». По И. Канту, Н. есть выведение всего происходящего из фактов природы. Ключевое в понимании Н. понятие природы истолковывается по-разному; иногда утверждается даже, что оно охватывает также дух и духовные творения (стоицизм, Эпикур, Дж. Бруно, И.В. Гёте, романтизм, философия жизни). Гилозоизм и панпсихизм наделяют природу имманентно присущей ей одушевленностью, пантеизм — одухотворенностью. В социологии Н. выражается в объяснении развития общества различными природными факторами (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей). В этике Н. представлен концепциями, выводящими принципы морали из некоего природного начала (биологии или психологии человека и т.д.); Н. свойствен таким эстетическим направлениям, как гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм. Дж. Мур обвинял в «натуралистической ошибке» всякое направление в этике, пытающееся определить моральное добро в терминах удовольствия, счастья, пользы и т.п. Для понятия «Н.» характерна существенная неясность, которая может быть снята только путем конкретизации выдвигаемой версии Н. В общем случае Н. предполагает, что универсум не требует сверхъестественной причины и верховного правителя, но существует сам по себе, объясняется из самого себя и является самоуправляемым; что мир как процесс не является теологическим или антропоцентрическим, не имеет цели, детерминистичен и лишь случайно произвел человека; что человеческая жизнь — физическая, умственная, моральная и духовная — обычное естественное событие, подпадающее во всех аспектах под общие природные взаимосвязи и закономерности. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. НАТУРАЛИЗМ (франц. naturalisme, от лат. naturalis — природный, естественный, natura — природа) в ф и л о с о ф и и, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий «сверхъестественное», универсальный принцип объяснения всего сущего. Т. к. понятие природы истолковывается при этом различно, Н. свойствен как пекоторым разновидностям материализма (стихийный, естественнонаучный, механистический, вульгарный и др.), так и некоторым идеалистич. течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевлённостью (гилоэоизм, панпсихизм) или одухотворенностью (пантеизм). В социологии Н. присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами — климатич. условиями, географич. средой (географич. школа в социологии), биологич. и расовыми особенностями людей и т. д. (биологич. направление в социологии). В этике II. характеризуется выведением принципов морали из некоего природного начала (космоса, органич. мира, биологии или психологии человека); он свойствен таким этич. направлениям, как гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, этич. эволюционизм. Н. был одним из ведущих принципов европ. просветит. мысли 17—18 вв., исходившей из некоей внеисторич. «природы человека» (концепции «естеств. человека», естеств. общества, естеств. морали, естеств. права). Диалектич. и историч. материализм преодолевает натуралистич. подход к обществу и человеку, присущий в той или иной мере всем формам метафизич. материализма, и утверждает специфич. характер закономерностей социально-историч. развития, не сводимых к к.-л. абстрактным и неизменным «природным» началам. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. НАТУРАЛИЗМ (фр. naturalisme; от лат. naturalism – природный, естественный) философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение 19 в., философия жизни). По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этике – это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, Руссо, Конт, Маркс, Ницше). В социологии – преобладающее или исключительное подчеркивание биологических факторов в качестве осн. образующих сил в истории, в развитии общества. О религиозном натурализме см. Пантеизм. Эстетический натурализм требует от художника, чтобы его произв. было неидеализированным, неподдельным воспроизведением действительного. Натуралистический – в духе натурализма, в соответствии с натурализмом; согласный с природой, верный природе. Философский энциклопедический словарь. 2010. НАТУРАЛИЗМ в и с к у с с т в е (от лат. naturalis – естественный) – метод художеств. творчества, характеризующийся стремлением к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию и изображению единичных явлений, отказом от обобщения и типизации, подменой обществ. закономерностей закономерностями биологич. и природной жизни. Окончательно сформировался как самостоят. художеств. направление во 2-й пол. 19 в., гл. обр. в Европе: братья Гонкур, Э. Золя (Франция), А. Хольц (Германия), П. Боборыкин, М. Арцыбашев (Россия) и др. Решающее влияние на формирование теории Н. оказали философия и эстетика позитивизма, получившие развитие в соч. Спенсера, Т. А. Рибо, Э. Ренана, Э. Литтре, И. Тэна. Быстрое развитие естественнонаучных знаний привело к попыткам распространить биологич. закономерности на сферу иск-ва. Опираясь на механистич. детерминизм, Тэн создал концепцию, согласно к-рой "доминирующее свойство" индивида, нации, эпохи определяется тремя условиями: "расой, средой, моментом", причем своеобразие "расы" в конечном счете тоже сводится к воздействию на человека как на биологич. особь среды, климата, питания, характера местности и т.п. (см. "Введение" к кн.: "Histoire de la litterature anglaise", 1863, p. XXII–XXIV). Соединение абстрактно-идеалистич. принципов философии Тэна с принципами "социального дарвинизма" составило идеологич. базу Н. в иск-ве и лит-ре, приверженцы к-рого рассматривали человека как пассивный результат неотвратимого воздействия внешних сил – наследственности и материальной среды. Против теории Н. боролись уже рус. революц. демократы – Герцен, Салтыков-Щедрин, разоблачая характерные для Н. черты мещанства и вульгарную низменность идеалов (см. А. И. Герцен "Концы и начала", M. E. Салтыков-Щедрин "За рубежом" и др.). Основоположники марксизма неоднократно обращались к критике Н. Энгельс в письмах к М. Каутской и М. Гаркнесс четко разграничил реализм и Н., указав на принципиальное превосходство классич. реалистов вроде Бальзака перед всеми "Золя прошлого, настоящего и будущего". Произведения "последовательного натура- лизма" в соответствии с требованиями теории лишали человека свободы воли, видели в нем лишь пассивную игрушку "рока" – закона наследственности и внешней среды. Таковы ранние романы Э. Золя ("Тереза Ранен", 1867, "Мадлена Фера", 1868), пьесы нем. драматургов А. Хольца и И. Шлафа ("Семья Зелике", 1890) и др. Художников мучило противоречие между трагич. сознанием того, что гибель личности, ее нивелировка в наступающем "железном будущем" капитализма неизбежна, и сознанием прогрессивности самого историч. процесса, неразрывно связанного с успехами науки и техники. Крупнейший франц. писатель натурализма Э. Золя, теоретически обосновавший Н. (см. его "Натурализм в театре", 1881), стоял на таких пессимистич. позициях лишь до конца 70-х гг. ("Западня", 1877). В более поздних произведениях он вырвался из оков теории "рокового детерминизма" и в своих романах показал неизбежность массового нар. протеста против капиталистич. рабства ("Жерминаль", 1885, "Разгром", 1892). Использование массовых нар. движений в качестве основы сюжета для последователей Н. было выходом за пределы ложных социально-дарвинистских и физиологич.-фаталистич. доктрин, ограни- чивавших возможности иск-ва. Писатели-натуралисты 19 в. утратили нек-рые завоевания своих предшественников-реалистов, – у них прежде всего ослабла социальная обобщенность типич. образов, хотя они обогатили лит-ру множеством тем, ввели в нее новые социальные слои. Начиная с 20 в. принципы Н. стали использовать различные антиреалистич. направления бурж. иск-ва и лит-ры. Выродившись в иск-во мещански и самодовольно скользящее по явлениям действительности, Н. становится одним из злейших врагов революц. иск-ва. В бурж. иск-ве 20 в. Н. представляет собой эстетич. форму приятия капиталистич. действительности, ее апологию. В этих направлениях Н. все время смыкается с формализмом, зачастую выступая как средство придать субъективизму последнего нарочитую правдоподобность. Это приводит нередко к отталкивающе-безобразным произведениям (напр., роман Селина "Путешествие на край ночи"). Переплетение формалистич. и натуралистич. тенденций в совр. реакц. бурж. иск-ве обусловило отсутствие в наше время законченной теории Н. Однако ее элементы содержатся в эстетике Т. Манро, амер. позитивистов; особенно наглядно Н. проявляется в сюрреализме с его принципом подчеркивания "достоверности" "подсознательного" (А. Бретон, М. Надо). Широко использовалась натуралистич. достоверность в целях социальной демагогии в "художественной" практике фашистских государств. Марксистская эстетика в конце 19 – нач. 20 вв. продолжает начатую Марксом и Энгельсом борьбу против Н. На Готском партейтаге 1896 специально обсуждался вопрос об отношении к натуралистич. направлению в лит-ре. В. Либкнехт видел в нем "продукт декаданса и загнивания капиталистического общества", "культ неприкрытого животного, звериных инстинктов в человеке", "ничего революционного, а по большей части, мелкобуржуазно-реакционное" ("Protokoll uber die Verhandlungen des Parteitages der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands", В., 1896, S. 102–03). В работах Плеханова, Лафарга, Меринга и, особенно, К. Либкнехта, Луначарского дана всесторонняя критика H. Ленин резко выступал против натуралистич. тенденций в иск-ве, указывая, что "искусство не требует признания его произведений за д е й с т в и т е л ь н о с т ь" (см. "Конспект книги Л. Фейербаха „Лекции о сущности религии“", в кн.: Соч., т. 38, с. 62; см. также письмо к И. Арманд от 5 июня 1914, в кн.: Соч., т. 35, с. 107). Большую роль в борьбе против Н. в сов. лит-ре и иск-ве сыграл А. М. Горький. В социалистич. действительности нет условий для возникновения Н. как направления. В сов. иск-ве в условиях культа личности, а также вследствие отсталости эстетич. сознания нек-рых слоев народа наряду с идеализацией и приукрашиванием жизни существовали и натуралистич. тенденции. В связи с преодолением культа личности создана благоприятная почва для их полной ликвидации на основе воспитания высоких эстетич. вкусов масс, на путях развития метода социалистического реализма в борьбе против влияния бурж. идеологии в иск-ве. Лит.: Плеханов Г. В., Иск-во и лит., Соч., т. 14, М., [1924 ]; Mеринг Ф., Литературно-критич. статьи, т. 1–2, М.–Л., 1934; Лафарг П., Литературно-критич. статьи, М., 1936; Луначарский А. В., Статьи об иск-ве, М.–Л., 1941; Гоффеншефер В., П. Лафарг и критика Н.,"Вопр. лит.", 1957, No 5; Mихлин Е. И., Лит. теории раннего франц. Н., Уч. зап. ЛГУ, 1940, No 64, вып. 8, Л., 1941; История франц. литературы, т. 3, М., 1959; Мотылева Т., Иностр. лит. и современность. Статьи, М., 1961; Пузиков А. И., Э. Золя, М., 1961. Г. Недошивин. Москва. Е. Эткинд. Ленинград. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|