ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ


ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ
метод науч. познания и оптимизации социальных систем, к-рый реализуется через наблюдение за их поведением в контролируемых и управляемых условиях. Э. с. выполняет одновременно две функции: исследовательскую и управленческую, и поэтому принадлежит к двум сферам: науки, исследующей различные социальные подсистемы (экономич. наука, педагогика, социальная психология и др.), и социального управления, где проектируются и внедряются новые и совершенствуются имеющиеся социальные формы.
В науке Э. с. впервые начал применяться в 20-х гг. 20 в. при изучении групповой психики (в частности, взаимодействия группы и индивида), социологич. и экономич. проблем труда в небольших производств, коллективах. В наст. время Э. с. широко используются в ходе выработки новых программ в области политики, экономики, образования и др.
В реальности указанные две функции Э. с. неразделимы: для получения познават. результата необходим перевод объекта в новое состояние, что, в свою очередь, практически возможно, если на данной стадии изученности представляется, что этот перевод означает его оптимизацию. Однако при разработке теории Э. с. должны быть рассмотрены каждая из его функций в отдельности и затем выяснены зависимости между ними. Познават. функция Э. с. состоит в том, чтобы в случае отсутствия теории поведения того или иного класса социальных объектов накапливать эмпирич. данные об этом поведении путем проверки исходных гипотетич. представлений. Эта функция Э. с. в принципе не отличается от аналогичной функции любого науч. эксперимента вообще. Специфика Э. с. лишь в том, что познават. задачи решаются в ходе управления социальным объектом. Соответственно управленч. деятельность, осуществляемая в ходе Э. с. отличается от "обычной" практики социального управления тем, что подчинена цели решения познават. задач. Напр., если необходимо выяснить различия в приживаемости переселенцев в зависимости от "единицы" расселения (т.е. вливаются ли в места поселения отд. семьи, соседская община, бригада колхоза, целый поселок), то необходимо получить реальные типы таких расселений. Но реальное многообразие "единиц" переселения и расселения диктуется тем, какие именно из возможных форм интересуют исследователя.
Э. с. жестко связан с управлением социальными объектами и поэтому для его проведения существует больше ограничений, чем при экспериментировании с природными и технич. объектами. В качестве ограничений выступают не только методы изучения данного объекта, но и требования, связанные с возможностью отрицат. последствий и трудностями создания мн. вариантов экспериментальных ситуации. Так, перевод объекта в новые состояния не должен нарушать его функционирования, а также способствовать его оптимизации, возможные отрицат. последствия должны быть в принципе обратимыми; потери от них должны быть минимальными; на доэкспериментальной стадии необходимо сравнить и отобрать из ряда однотипных схем организации объекта, предназначенных для экспериментального изучения, минимальное число или даже одну, к-рая теоретически представляется оптимальной Э. с. имеет сложную структуру, к-рая включает в себя: 1) постановку задачи, 2) построение предмета экспериментального исследования; 3) разработку программы проведения эксперимента, включающую а) разработку методики (построение схемы связей экспериментальных и контрольных объектов и их распределения в пространстве и времени, необходимой для получения чистого и репрезентативного результата) и б) построение плана создания экспериментальной ситуации (выбор объектов, определение последовательности намечаемых экспериментом процедур), 4) реализация программы, т.е. а) создание экспериментальной ситуации на реальных объектах и б) наблюдение и контроль; 5) анализ результата, включая выделение тех его сторон, к-рые имеют непосредственно-практическое и только познавательное (в данное время) значение.
Сфера применения Э. с в СССР и др. социалистич. странах за последние годы заметно расширяется в связи с все возрастающим вниманием к проблемам науч. управления различными социальными процессами, с одной стороны, и развитием обществ. наук – с другой. Важное значение приобретают задачи совершенствования методики и организации Э. с.
Лит.: Занков Л. В., О предмете и методах дидактич. исследований, M., 1962; Ительсон Л. Б., Математич. и кибернетич. методы в педагогике, ?., 1964; Андреева Г. M., Совр. бурж. эмпирич. социология, M., 1965; Ядов В. А., Методология и процедуры социологич. исследований, Тарту, 1968; гл. 5, ч. 2, Рывкина ?. В. и Винокур А. В., Социальный эксперимент, Новосибирск, 1968; Раббот Б., Экспериментальные методы в социальном познании, "ВФ", 1970; No3, Морено Дж. Л., Социометрия, пер. с англ., ?., 1958; Greenwood E., Experimental sociology. A study in method, ?. ?., 1945; Research methods in behavioral sciences, ed by L. Festinger and D. Katz, N. Y.–L., 1953, ch. 3, 4, ?ages R., Das Experiment in der Soziologie, в кн. Handbuch der empirischen Sozialforschung, Bd 1, Stuttg., 1962; S. 415–50, Miller D. C., Form W. H., Industrial sociology, 2 ed., N. Y., 1964; Parthey H., Wahl D., Die experimented Methode in Natur-und Gesellschaftswissenschaften, ?., 1966 (библ. с. 241–53).

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1707
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
  • Документы сферы управления
  • Епископальная система церковного управления
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С МАШИНОЙ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ
  • КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • Методы билингвистических исследований
  • Методы билингвистических исследований
  • Методы социолингвистических исследований
  • Методы социолингвистических исследований
  • Методы сравнительно-временных исследований в социолингвистике
  • Методы эмпирического исследования (empirical research methods)
  • НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ
  • ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
  • Учебные методы (study methods)
  • Феминистские методы исследований
  • Физика и науки о поведении (physics and the behavioral sciences)
  • ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ
  • Экспериментальные методы (experimental methods)
  • выбор объекта
  • выбор сексуального объекта
  • методология гуманитарных и социальных наук
  • нарциссический выбор сексуального объекта
  • оптимизации мышления методы
  • первый выбор сексуального объекта
  • переоценка сексуального объекта
  • тип выбора сексуального объекта
  • франкфуртская школа социальных исследований



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь