|
ФИШЕР Фридрих ТеодорФИШЕР Фридрих Теодор (Vischer), (30 июня 1807 – 14 сент. 1887) – нем. философ-эстетик, критик, писатель ("Критические прогулки", пародии на "Фауста", трагикомич. роман "Еще один" и др.). С 1844 – проф. эстетики и лит-ры в ун-тах Тюбингена, позднее Цюриха, Штутгарта и др. Будучи депутатом нац. собрания в 1848, принадлежал к умеренно-республ. крылу либералов; в дальнейшем стал монархистом. Автор курса лекций по эстетике ("Asthetik oder Wissenschaft des Schonen", Tl 1–3, Stuttg. – [u. a.], 1846–58; 2 Aufl., Munch., 1922–23), в к-ром он отождествлял эстетику с философией иск-ва и выступал как эпигон гегелевской школы, эклектически сочетая идеи Шеллинга и Гегеля с дуалистич. воззрением Канта, а также нек-рыми положениями Фейербаха и позитивистов. Представив в законченной общедоступной системе (см. К. Маркс, в журн.: "Вопр. лит-ры", 1966, No 5, с. 170) спекулятивную нем. идеалистич. эстетику, Ф. оказал значит. влияние на академич. эстетику конца 19 – нач. 20 вв., а также на эстетику неогегельянства. Эстетич. идеи Ф. были подвергнуты критике Чернышевским (см. Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 265) и Марксом. Г. Пузис. Москва. Эстетика Ф. отмечена печатью внутр. расколотости. Опираясь не столько на лекции по "Эстетике" Гегеля, сколько на его "Феноменологию духа" (см. Н. Glockner, Fr. Th. Vischers Asthetik in ihrem Verhaltnis zu Hegels Phanomenologie des Geistes, Lpz., 1920) и повторяя мн. его формулировки (в определении прекрасного, комического и т.д.), Ф. в целом совершенно утрачивает его историзм. Гегелевская диалектич. схема ("триада") перестает быть у Ф. превращенным выражением реального историч. опыта и приобретает чисто формальный характер, а внешне "гегельянские" рассуждения скрывают по существу позитивистское мировоззрение. Тяготение Ф. к психологизму в эстетике особенно выявилось в развитой им в конце жизни теории вчувствования; отмежевываясь при этом от "ассоцианистов", Ф. считал основой эстетич. восприятия не просто ассоциацию, а суммирование "сопровождающих представлений" в сложном, многосоставном процессе (см. "Das Symbol", в кн.: "Philosophische Aufsatze E. Zeller ...gewidmet", Lpz., 1887, S. 173). В целом на фоне худож. развития сер. 19 в. эстетич. теория Ф. может быть понята как своеобразная попытка консервации классически-романтич. представлений, к-рые переплетаются у Ф. с натуралистич. тенденциями (ср. его определение "реализма" – "Kritische Gange", neue Folge, Bd 1, Stuttg., 1860, S. 25). Ал. В. Михайлов. Москва. Лит.: Случевский К., Явления рус. жизни под критикой эстетики, [вып.] 2, СПБ, 1866; Лукач Г., К. Маркс и Ф. Т. Фишер, в его кн.: Лит. теории 19 в. и марксизм, М., 1937; Reich F., Die Kulturphilosophie Fr. Th. Vischers, [Lpz., 1907]; Glockner H., Fr. Th. Vischer und das 19. Jahrhundert, В., 1931; Vоlhard E., Zwischen Hegel und Hietzsche. Der Asthetiker Fr. Th. Vischer, Frankf., 1932; Schlawe F., Fr. Th. Vischer, Stuttg., 1959. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|