|
МОДАЛЬНОСТЬМОДАЛЬНОСТЬ (от лат. modus — мера, способ) — оценка связи, устанавливаемой в высказывании, данная с той или иной т.зр. Модальная оценка выражается с помощью модальных понятий: «необходимо», «возможно», «случайно», «доказуемо», «опровержимо», «обязательно», «разрешено», «хорошо» и т.п. О предмете S можно просто сказать, что он имеет свойство Р. Но можно, помимо того, уточнить, является ли связь S и Р необходимой или же она случайна, доказано ли, что S есть Р, или это только предполагается, хорошо ли, что S есть Р, или нет, и т.п. Результатами таких уточнений будут модальные высказывания разных типов. Общая их форма: M(S есть Р) или M(S не есть Р), где М — некоторое модальное понятие. Напр., из немодального высказывания «Аргон — инертный газ» можно образовать модальные высказывания «Возможно, что аргон — инертный газ», «Предполагается, что аргон — инертный газ», и т.п. Модальной оценке могут быть подвергнуты не только связи предметов и признаков, но и связи др. типов («Необходимо, что если есть причина, то есть следствие», «Хорошо, что если есть причина, то есть следствие» и т.п.). Одно и то же высказывание может стать объектом нескольких последовательных модальных оценок с одной или разных т.зр. («Хорошо, что доказано, что аргон — инертный газ»). Логические связи модальных высказываний являются объектом исследования модальной логики. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. МОДАЛЬНОСТЬ (от лат. modus — мера, способ), способ существования к.-л. объекта или протекания к.-л. явления (онтологич. М.) или же способ понимания суждения об объекте, явлении или событии (гносеологич., или логич., М.). Понятие М. введено Аристотелем; его ученики и комментаторы Теофраст, Ев-дем Родосский и др., а затем средневековые схоласты признавали различие суждений по М. Предложенное Кантом разделение суждений на ассерторические (суждения действительности), аподиктические (суждения необходимости) и проблематические (суждения возможности) лежит в основе описания свойств М. в совр. модальной логике, где М. подразделяются, с одной стороны, на алетические (относящиеся к высказываниям или предикатам) и деонтические (относящиеся к словам, выражающим действия, поступки), а с другой — на абсолютные (безусловные) и относительные (условные). В совр. логич. семантике к М. часто причисляют понятия «истинно» и «ложно», а также «доказуемо», «недоказуемо» и «опровержимо». Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. МОДАЛЬНОСТЬ (от лат. modus вид и способ) вид и способ бытия или события. Категориями модальности являются: возможность, действительность, необходимость, соответственно которым существует модальность проблематического, ассерторического или аподиктического суждений. Модальный – обусловленный обстоятельствами, относящийся к модальности; модальный анализ – исследование существа модальности. Философский энциклопедический словарь. 2010. МОДАЛЬНОСТЬ (от лат. modus – мера; способ, через позднелат. modalis – модальный) – понятие философии, логики и науки о языке. В домарксистской философии под М. (модальностями) обычно понимался способ (способы), каким нечто существует или происходит (о н т о л о г и ч е с к а я М.), или мыслится (гносеологическая и л о г и ч е с к а я M., M. с у ж д е н и я); при этом к онтологич. М. относились в о з м о ж н о с т ь или невозможность (бытия ч.-л.), д е й с т в и т е л ь н о с т ь (фактич. наличие вещей или явлений), необходимость или с л у ч а й н о с т ь (нек-рых процессов, явлений) и др., а к логическим М. (в одном из распространенных толкований) – понятия об онтологич. М. (т.н. м о д а л ь н ы е п о н я т и я) [или, соответственно, языковые образования, выражающие онтологич. М., – модальные выражения "необходимо", "возможно", "невозможно" и т.п. ], употребление к-рых в суждениях (высказываниях) приводит к различению последних по их "познавательной силе" (модальные высказывания, т.е. высказывания о возможном или вероятном, о необходимом, о случайном и т.п.). Различие суждений по М. проводил уже Аристотель, к-рый разработал особую модальную силлогистику (см. "Аналитики", М., 1959, и "Об истолковании", в "Ж. мин-ва нар. просвещения, 1891, No 2); рассмотрение М. было продолжено учениками и комментаторами Аристотеля (в частности, Теофрастом и Эвдемом Родосским). Много внимания уделялось М. – онтологическим и логическим – в схоластич. философии и логике; так, в схоластической логике были сформулированы правила умозаключения от модального суждения большей "познавательной силы" к модальному суждению меньшей "познавательной силы"; от суждения о действительном к (имеющему то же, содержание) суждению о возможном (Ab esse ad posse valet consequenentia) и от суждения о необходимом к суждению о действительном (Ab opporte ad esse valet consequentia). В традиц. логику 19 в. подразделение суждений по М. вошло гл. обр. в том виде, какой ему придал Кант: в соответствии со своим учением о категориях он разделил все суждения на а с с е р т ? р и ч е с к и е (суждения действительности; от лат. assertio – высказывание), а п о д и к т и ч е с к и е [суждения необходимости; от греч. apodeitike (episteme) – наука, служащая доказательству ] и проблематические (суждения возможности). По Канту, М. суждения не добавляет ч.-л. к его содержанию: она выражает лишь способ, каким нечто утверждается или отрицается (судящий субъект, высказывая ассерторич. суждение, рассматривает нечто как действительное, высказывая аподиктическое – как необходимое, высказывая проблематическое – как возможное). С т.зр. диалектич. материализма рассматриваемое в традиц. логике деление суждений по М. на суждения возможности (S возможно есть Р), действительности (S есть Р) и необходимости (S необходимо есть Р) имеет своей основой различие между объективно возможным, действительным и необходимым. В суждении возможности выражается возможность появления определ. явления. Ассерторич. суждение раскрывает факт (но не необходимость) наличия данного явления. Суждение необходимости выражает мысль о необходимом, закономерном явлении, процессе, отношении; при этом, если выражаемая в суждении необходимость обусловлена законами, установленными в естествознании или в науках об обществе, она наз. физической (причинной) необходимостью; если же основанием ее являются законы логики, то необходимость наз. логической. От суждений возможности (выражающих объективную возможность ч.-л.) следует отличать с у ж д е н и я в е р о я т н о с т и (или вероятностные суждения, вероятные суждения; в этом же смысле употребляется часто и термин "проблематическое суждение"), к-рые высказываются с известной степенью предположительности. Суждения вероятности применяются в случае неполной осведомленности о тех или иных обстоятельствах, а также при отсутствии твердого решения по к.-л. вопросу; часто они возникают при рассмотрении науч. вопросов, для определ. ответа на к-рые в наст. время нет необходимых данных (напр., "Планета Венера, вероятно, имеет очень слабое магнитное поле"). Суждения вероятности противопоставляются достоверным суждениям (см. Достоверность в логике). Их изучением занимается вероятностная логика. Понятие М. используется также в науке о языке, где оно распространяется на более широкий круг логико-языковых явлений, чем в (традиционной) логике, охватывая не только модальности возможности, действительности и необходимости и не только такие свойства суждений, как вероятность и достоверность, но и разнообразные оттенки отношения высказывающего лица к содержанию своего высказывания (уверенность, сомнение) и к лицам, к к-рым высказывание обращено (желательность, просьба, побуждение). Для выражения этих М. в естественном языке используются разнообразные средства (употребление специальных модальных слов и частиц, грамматическая конструкция выражений, интонация и пр.). В наст. время изучение разнообразных логич. и лингвистич. М. все больше входит в круг исследований математич. логики, логич. семантики и лингвистики математической (см. Модальная логика, Диспозициональный предикат, Номологические высказывания). В марксистской философии онтологич. М. и их отношения к логич. М. рассматриваются при анализе соответствующих категорий. Лит.: Асмус В. Ф., Логика, [М. ], 1947, с. 87–91; Строгович М. С., Логика, [М. ], 1949, с. 169–72; Бакрадзе К., Логика, Тб., 1951, с. 216–20; Горский Д. П., Логика, М., 1954, с. 52–55; Логика, М., 1956, с. 100–103; Лукасевич Я., Аристотелевская силлогистика с точки зрения совр. формальной логики, пер. с англ., М., 1959, гл. 6–8; Modalitat. Worterbuch der philosophischen Begriffe, von R. Eisler, Bd 2, В., 1929, S. 157–59. См. такжелит. при ст. Модальная логика. Б. Бирюков. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|