МОДА


МОДА
— система групповых предпочтений, воплощающих в себе не только вкус, но и определенный, общий для многих способ поведения. «Мода по своему усмотрению управляет лишь теми вещами, которые в равной степени могут быть такими или иными. Фактически ее составляющей является эмпирическая общность, оглядка на других, сравнение, а вместе с тем и перенесение себя на общую точку зрения» (Х.Г. Гадамер). Будучи социальным по своей сути явлением, М. создает общественную зависимость, от которой трудно уклониться. В частности, И. Кант считал, что лучше быть модным дураком, чем идти против М., хотя и глупо принимать М. чересчур всерьез. Сходное убеждение выражал А.С. Пушкин: «Быть можно умным человеком и думать о красе ногтей. К чему бесплодно спорить с веком? Обычай — деспот средь людей».
Как и вкус, М. не сводится к правилам и понятиям, а представляет собой систему образов, на основе которых выносятся оценочные суждения. Вкус и М. постоянно взаимодействуют. «Хороший вкус характеризуется тем, — пишет Гадамер, — что умеет приспособиться к вкусовому направлению, представленному модой, или же умеет приспособить требования моды к собственному хорошему вкусу. Тем самым в понятии вкуса заложено умение и в моде соблюдать умеренность, и обладатель хорошего вкуса не следует вслепую за меняющимися требованиями моды, но имеет относительно их собственное суждение. Он придерживается своего «стиля», т.е. согласовывает требования моды с неким целым, которое учитывает индивидуальный вкус и принимает только то, что подходит к этому целому с учетом того, как они сочетаются».
Назначение М. — различать и разграничивать людей, поэтому М. — понятие прежде всего индивидуалистических обществ. Коллективистические общества, выдвигающие на первый план равенство людей, их неразличимость, стремятся унифицировать не только мысли, чувства и поступки своих индивидов, но их вкусы и даже внешний вид (см. ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ).
В средневековом, умеренно коллективистическом обществе сохранялись имущественные различия и важные различия в статусе. В силу этого единообразие вкусов и стандартизация М. не проявлялись в нем с той отчетливостью, с какой они позднее выступали в жизни социалистического, тоталитарного общества. Строгая иерархия тканей, мехов, цвета одежды и т.п., утверждавшаяся в Средние века, служила различению сословий и поддержанию в каждом из них чувства собственного достоинства в соответствии с положением и саном. Чтобы богатые сословия не злоупотребляли дорогой одеждой, высказывалось предположение закрепить различия сословий в одежде не обычаем, а законодательным актом: отличительный знак на одежде сделал бы ненужным различия в самой одежде, так что представители всех сословий могли бы одеваться примерно одинаково.
В социалистических обществах императивы вкуса и М. существовали в чрезвычайно ослабленной форме. В своих мечтаниях некоторые социалисты-утописты шли еще дальше: они хотели, чтобы не только вкусы и одежда всех людей были одинаковыми, но чтобы даже их лица не имели существенных различий. В частности, Л.М. Дешан, описывая будущее социалистическое общество, высказывал пожелание, чтобы «почти все лица имели бы почти один и тот же вид». Социалист, описанный Ф.М. Достоевским, говорил, что в будущее общество «даже красивые очень лицом мужчины и женщины не должны быть допускаемы». Реальные социалистические общества воздерживались от такой далеко идущей унификации своих индивидов, хотя коммунизм и стремился к единообразию их тел, достигаемому благодаря физкультуре и здоровому образу жизни, а национал-социализм — даже к сходству их лиц, являющемуся естественным результатом борьбы за «расовую чистоту». В тоталитарном обществе не было сословий, различие которых должна была бы подчеркивать М.; кроме того, большинство его членов были чрезвычайно бедны, и им было не до М. Сама атмосфера тоталитарного общества отвращала от М., расценивавшейся как «буржуазное понятие».
Не только коллективистические общества, но и коллективистические сообщества (армия, церковь, тоталитарные политические партии и т.п.) явственно тяготеют к единообразию в одежде. Корпоративная психология, господствующая в таких сообществах, диктует их членам не только исполнительность и полную лояльность сообществу, но и внешнее сходство, и в первую очередь сходство в одежде.
Феномен М. проявляется почти во всех областях социальной жизни. Особое значение придает ему филос. герменевтика, считающая М. одной из важных сфер проявления вкуса, представляющего собой «общественный феномен первого ранга» (Гадамер). Аргумент к М. является частным случаем аргумента к вкусу и находит приложение не только в повседневной жизни и искусстве, но даже в науке.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


Синонимы:
    вог, макси-мода, манера, миди-мода, мини-мода, обыкновение, обычай, панк-мода, повальное увлечение, поветрие, поп-мода, популярность, привычка, ретромода, стрит-стайл, супермода, фашион


Просмотров: 611
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ОБЩЕСТВО БОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ"
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ВКУС
  • Вкус
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
  • Извращение вкуса
  • МОДА
  • МОДА
  • МОДА-АВА
  • Мода
  • Наука общества
  • Начальники общества
  • ОБЩЕСТВА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИЯ
  • ОБЩЕСТВА ТЕХНОТРОННОГО ТЕОРИЯ
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
  • ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Поветрия и мода (fads and fashions)
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • Структура общества
  • ТЕОРИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
  • ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
  • ТЕОРИЯ ТЕХНОТРОННОГО ОБЩЕСТВА
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС ОБЩЕСТВА
  • вкус
  • сознания школа только
  • школа только сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь