Поветрия и мода (fads and fashions)


П. и м. представляют собой хорошо заметные изменения в определенных аспектах соц. поведения, которые могут наблюдаться на протяжении различных периодов времени и охватывать значительные части населения.

Поветрия отличаются от моды в неск. аспектах. Выразителей поветрия можно найти в любой части об-ва, тогда мода зарождается в социоэкономических крайностях (extremes) и поддерживает установившуюся иерархию социоэкономических статусов.

Поветрия практически никогда не связаны с прошлым, тогда как мода нередко отражает определенную периодичность. Поветрия могут отсутствовать в определенные периоды времени, но мода существует всегда.

Поветрия

Поветрие — это повальное увлечение к.-л. предметом, видом поведения или взглядами, к-рое ограничено во времени и отличается неумеренностью. Это увлечение может охватывать широкие слои населения, среди к-рых оно особенно заметно. Термин «мания» («craze») часто используется как синоним поветрия.

Поветрия чаще всего обнаруживаются в области развлечений, характеризующейся сравнительной немногочисленностью глубоко укоренившихся аттитюдов, к-рые потребовали бы замены.

В большинстве случаев, поветрия проходят через пять фаз. На первой идея возникает и начинает распространяться среди ограниченного круга людей. Во второй фазе она находит благодатную почву, подхватывается и стремительно достигает своего пика в третьей фазе. В четвертой фазе наблюдается снижение числа ее новых сторонников и ослабление энтузиазма прежних. В пятой, заключительной фазе, поветрие становится всего лишь курьезом.

Мода

Мода — это сравнительно непродолжительное по времени изменение в стиле внешности, одежды, мебели или любых созданных людьми вещей, к-рое носит почти принудительный характер и, как правило, проходит через четыре фазы. Когда мода возникает впервые, она может оказаться объектом насмешек, однако часто быстро прививается и начинает доминировать в своей второй фазе. В третьей фазе мода достигает повсеместного признания. Превратившись в часть доминирующей культуры в этой третьей фазе, она сохраняется таковой до тех пор, пока не будет вытеснена в четвертой фазе.

Еще на протяжении 1960-х гг. моду можно было объяснить на основе теории «просачивания сверху» (trickle-down theory), согласно к-рой новые подходы впервые опробовались передовыми представителями высшего класса, чья жизнь широко освещалась в СМИ. Затем с этой новой моды изготавливались образцы для средних классов. Далее этими модными вещами начинали пользоваться представители смежных групп, после чего начинали производиться их более дешевые варианты для низших классов. Изменения, произошедшие в структуре американского об-ва 1960-х гг. после убийства в 1963 г. Джона Ф. Кеннеди, привели к возникновению подхода к моде по типу «просачивания снизу» («trickle-up»), когда группы, прежде считавшиеся париями, вносят новые идеи, к-рые впоследствии перенимаются женщинами средних и высших классов, примером чему может служить мода на ботинки, цветные чулки, мини-юбки и шорты.

С распространением феминистского движения после 1968 г., об-во стало с меньшим одобрением относиться к женщинам, чьим основным занятием являлось ношение дорогих новых вещей.

Джеймс Лэвер в своей книге «Стиль в одежде» (Style in costume) документально обосновал существование параллельных сил, регулирующих моду в одежде, архитектуре и обстановке. Так, в 1920-х гг. влияние одной и той же прямолинейной формы можно было обнаружить в небоскребах, стульях, а тж мужской и женской одежде. Чарльз Виник в работе «Новые люди» (The new people) соотнес модные силуэты неск. эпох с господствовавшими в это время моральными воззрениями. Др. интерпретациями моды являются экономическая, марксистская, психоаналитическая (на основе меняющихся эрогенных зон) и антропологическая (на основе культурных трендов и предсказуемых изменений стиля).

См. также Одежда, Теория влияния, Влияние сверстников, Социальное влияние

Ч. Виник

Просмотров: 732
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • БАЛАНС ВРЕМЕНИ РАБОТНИКОВ
  • БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ
  • ВРЕМЕНИ БЮДЖЕТ
  • ВРЕМЕНИ ЛОГИКА
  • ВРЕМЕНИ СОЗНАНИЕ
  • Во времени
  • Во времени
  • Восприятие Времени
  • ДУХ ВРЕМЕНИ
  • Линия времени
  • Линия времени
  • МОДА
  • МОДА
  • МОДА
  • МОДА-АВА
  • Мода
  • Нарушения Восприятия Времени
  • ПРОЕКЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ ПО ЛАЗАРУСУ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ОГРАНИЧЕННОГО ВРЕМЕНИ И НЕОГРАНИЧЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ПО КНОБЕЛЮ
  • САМОМОДЕЛИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ВИДЕОЗАПИСИ
  • Социальное влияние
  • Социальное влияние (social influence)
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ХРОНОКРАТОРЫ - МАРКЕРЫ ВРЕМЕНИ
  • ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ
  • ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ ЗАКОН
  • восприятие времени
  • логика времени



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь