Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
МИДМИД (Mead) Джордж Герберт (1863—1931) — амер. философ, социолог и социальный психолог. Примыкал к прагматизму и натурализму, развивал отдельные идеи У.Джеймса и Дж. Дьюи. Считал, что существование общества возможно благодаря способности человека принимать на себя разные роли; межиндивидуальные процессы опираются именно на эту способность человека. Социальный индивид (социальное Я) может взять на себя роль другого, других и «общественного другого». Это и есть этапы преображения физического организма в социальное Я. Человек отличается от животного тем, что может оказаться объектом для себя самого. В каждом индивидуальном Я заложена сложная партитура реакций, способов действия, символических содержаний. Чтобы раскрыть их потенциал, нужно обеспечить максимальный диапазон взаимодействия. Став социальным субъектом, человек содействует развитию общества. Понятие «перспектива» в философии М. выражает специфику взаимодействия человека с социальной средой. Богатство и необычность реакций и способов деятельности, которыми располагает личность, зависят от разнообразия тех систем взаимодействия, в которых личность участвует. На последнем этапе внешний социальный контроль превращается в форму внутреннего самоконтроля. Структура завершенного Я характеризует единство и структуру социального процесса. Большую роль М. придавал системе символов. Процесс социализации, по М., завершается формированием социального рефлексивного Я. Последнее отражает совокупность межиндивидуальных взаимодействий, способность личности становиться объектом для самой себя. Концепция М. оказала значительное воздействие на развитие социальной психологии и социологии. Она заложила, в частности, основы символического интеракционизма (Г. Блумер, Т. Кун и др.). Идеи М. получили распространение в области психологии, социальной этики. Одна из основных работ М. — «Сознание, личность и общество» (1936). Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. МИД (Mead) Джордж Герберт (27.2.1863, Саут-Хадли, Массачусетс,— 26.4.1931, Чикаго), амер. философ, социолог и социальный психолог. Последователь Джемса и Дьюи, один из представителей прагматизма и натурализма. М. рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в которых действует субъект (широко понимаемый как «живая форма»), а мышление трактовал ст. зр. его инструментальной природы — как орудие приспособления субъекта к реальности. По М., общество и социальный индивид (социальное «Я») конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других, «обобщённого другого» — этапы превращения физио-логич. организма в рефлексивное социальное «Я». Происхождение «Я», т. о., целиком социально, аглавная его характеристика — способность становиться объектом для самого себя, причём внеш. социальный контроль трансформируется в самоконтроль. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символич. содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует. Структура завершённого «Я», по М., отражает единство и структуру социального процесса. Социальная концепция М. повлияла на последующее развитие социальной психологии (решение проблем личности, социализации, социального контроля и др.) и легла в основу символич. интеракционизма. Вместе с тем она явно не способна выполнять роль общесоциологич. теории, т. к. отмечена неисторичностью, отсутствием анализа содержат. аспекта социальных взаимодействий, а также игнорированием роли крупномасштабных социальных структур. Ряд исследователей (М. Натансон, П. Мак-Хью) не без оснований сближают представления М. о социальной жизни с идеями феноменологической социологии. The philosophy of the present, Chi., 1932; Mind, self and socie- ty, Chi., 1934; Movements of thought in the nineteenth century Chi., 1950; The philosophy of the act, Chi., 1950; The social psychology..., ed. by A. Strauss, Chi., 1956; Selected writings, Indianapolis, 1964. Кон И. С., Социология личности, M., 1967; Ионин Л. Г., Критика социальной психологии Дж. М. и ее современных интерпретаций, «Социологич. исследования», 1975, №1; Natanson M., The social dynamics of G. H. Mead Wash., 1956. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. МИД (Mead) Джордж Герберт (род. 27 февр. 1863, Саут-Хадли, США – ум. 26 апр. 1931, Чикаго) – амер. философ, социолог и социальный психолог. Представитель амер. прагматизма, последователь У. Джемса и Дж. Дьюи. По Миду, общество и социальный индивид (социальное Я) взаимодействуют друг с другом в ходе межиндивидуальных процессов принятия роли другого, других и «обобщенного другого» – этапов превращения физического организма в социальное Я. На последнем этапе внешний социальный контроль приобретает форму внутреннего самоконтроля. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций и способов деятельности зависит от разнообразия систем взаимодействия, в которых' личность участвует. Структура завершенного Я есть единство и структура социального процесса. Осн. произв.: «Mind, self and society», 1934; «The philosophy of the act», 1950; «The social psychology...», 1956. Философский энциклопедический словарь. 2010. МИД (Mead), Джордж Герберт (27 февр. 1863 – 26 апр. 1931) – амер. философ и социолог прагматистского направления. Учился в Гарвардском ун-те и в Германии. С 1894 и до конца жизни – проф. философии Чикагского ун-та. Окружающий мир он трактует как совокупность реакций и форм поведения, как "серию ситуаций", а человеч. поведение – в духе бихевиоризма, как биологич. влечения, реакции. Последние М. рассматривает как исходный элемент общества. Отсюда и все социальные институты – только "способы отражать на социальном экране в увеличенном виде процессы, происходящие в нашей центральной нервной системе" ("Mind, self and society", Chi., 1934, p. 242). Однако "человеческое животное" превращается в индивида под действием социальных отношений. Первоначально это, по М., иррациональный процесс "моделирования" биологич. влечений младенца под давлением межчеловеч. отношений и форм активности, к-рые в виде определ. установок и действий образуют сознание индивида. Далее поведение последнего становится рациональным в том смысле, что в своих действиях он "играет роль", к-рую другие от него ожидают. Вслед за Кули, М. толкует "Я" как "Я – зеркало", т.е. как рефлекс образов поведения др. людей. По "роли", определяемой другими, в к-рую индивид себя "вкладывает", как "актер", обнаруживаются формы поведения и установок, характерные для социальной группы. Поэтому основы социальной эволюции составляют развитие систем символизации и коммуникации. Сознание личности находит полное выражение внутри символич. системы установок социальной группы как целого. Соч.: The philosophy of the present, Chi., 1932; Movements of thought in the nineteenth century, Chi. (Ill.), [1950 ]; The philosophy of the act, Chi. (Ill.), [1950 ]; The social psychology..., ed. by A. Strauss, Chi., 1956 (отрывки из соч. Мида). Лит.: Victoroff D., G. H. Mead; sociologue et philosophe, P., 1953; Natanson M., The social dynamics of G. H. Mead, Wash., [1956 ]. П. Зыков, М. Роговин. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. МИД МИД (Mead) Маргарет (16декабря 1901, Филадельфия15 ноября 1978, Нью-Йорк)— американский антрополог, представительница этнопсихологического направления. На концепцию Мид большое влияние оказало учение Фрейда. Однако, в отличие от биологизма Фрейда, определяющим для нее (а также для Р. Бенедикт, А. Кардинера и др.) является принцип культурного детерминизма. С точки зрения Мид, закономерности психической жизни человека обусловливаются культурой. Эмпирическая основа этой концепции — исследование различных архаических культур. На основе сравнительного изучения культуры племен Новой Гвинеи Мид выдвинула гипотезу о зависимости сексуального поведения и сексуальных ролей от принципов культуры и, следовательно, об относительности норм сексуального поведения мужчины и женшины. Мид также пришла к выводу, что в архаических культурах отсутствуют специфические конфликты подросткового возраста. Понятие культурной нормы у Мид очень расплывчато. Напр., она отказалась от противопоставления “примитивного” и “цивилизованного”, считая это евроцентристским предрассудком. Мид исследовала феномен “культурного характера”. Она полагала, что каждое племя и каждый народ заинтересованы в развитии определенных психических черт. Эти задачи реализуются прежде всего в семье. В процессе воспитания и социализации возникает “культурный характер”, или “модальная” личность, которая представляет собой ядро характера множества индивидов, выступает как образец для подражания и как норма для данного общества. Культурный характер есть совокупность ориентации, установок, норм, которые, как правило, не осознаются ни индивидом, ни обществом в целом. В истории культуры Мид выделила три типа культур: постфигуративные, где дети учатся у своих предков; конфигуративные, где и дети, и взрослые учатся у сверстников; префигуративные, где взрослые учатся также у своих детей. В духе неокантианства Мид полагала, что всякая наука представляет собой процесс построения системы ценностей. Поэтому атеизм, мистика и социальный реформизм представляют собой лишь различные (и равноправные) системы ценностей и виды знания. Согласно Мид, общественное сознание в конкретной культуре определяется набором ключевых для данной культуры понятий и их интерпретацией. Этот набор Мид называла “pattern” — модель, образец, заимствуя данное понятие у Р. Бенедикт. Соч.: Twentieth Centure Faith. N. Y, 1972; Coming of Age in Samoa. N. Y. 1971; Культура и мир детства. М., 1988. Т. П. Лифинцева Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|