|
МЕЛЬЕМЕЛЬЕ (Meslier) Жан (1664—1729) — фр. мыслитель-атеист, сторонник уравнительного коммунизма. Сельский священник. Свое единственное сочинение, озаглавленное Вольтером «Завещание» (Le Testament), при жизни не публиковал. Копии его имели широкое хождение во втор. пол. 18 в. В 1762 Вольтер опубликовал отрывок из него. Полное издание вышло в свет в 1864 в Амстердаме. Структура сочинения включает восемь доказательств ложности всех религий, которые рассматриваются как продукт сознательного обмана народа со стороны «сильных мира сего» с целью достижения и сохранения своего господства. Шестое доказательство дает, в частности, широкую панораму злоупотреблений и несправедливостей, чинимых народу. Тотальная критика феодально-абсолютистской организации общества приводит М. к отказу от возможности примирения интересов народа и знати. Строго говоря, знать, по его мнению, не нужна, она не выполняет никакой положительной социальной функции. Народ же — а это почти исключительно крестьянство — самодостаточен. Теоретическая основа для такого взгляда — всеобъемлющий «натурализм». Крестьянин как раз и является «натуральным» человеком, полностью вписанным в природу. Нет нужды и в просвещенном абсолютизме. М. ставит перед собой задачу «просветить» народ, обнажив перед ним всю тяжесть его положения, все предрассудки, которые насаждает в его сознание власть. Этого достаточно, т.к. М. считает (вслед за Р. Декартом), что всем людям в равной мере свойствен «естественный свет разума». Заканчивает М. революционным призывом ко всем народам объединиться и сбросить иго тиранов. Он мечтает о сельском патриархальном коммунизме, вытекающем из природного равенства, при котором люди будут сообща владеть дарами земли, объединившись в семьи-общины. М. призывает уподобиться первым христианам, возвратить на землю «золотой век», когда все были братьями. Интеллектуальный горизонт М. не выходит за рамки сельской коммуны. Его жизнь прошла среди крестьян, и его сочинение — выражение спонтанного протеста сельского населения предреволюционной Франции. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. МЕЛЬЕ (Meslier) Жан (15.6.1664, Мазерни,—между 28.6 и 6.7.1729, Этрепиньи), франц. философматериалист, атеист, утопич. коммунист. Сельский священник (с 1689). Своё единств. соч. «Завещание» («Le Testament», полностью впервые опубл. в 3 тт. в 1864 в Амстердаме; рус. сокр. пер. 1925. т. 1—3, 1937 и 1954] закончил незадолго до смерти. М. дал глубокую и всестороннюю критику феод.-абсолютистского строя Франции. Противоречия между народом и «сильными мира сего» считал непримиримыми. Отвергая мысль о «просвещённом государе», служащем обществу, призывал народ к революции. М. набросал контуры идеального коммунистич. общества, в котором все люди одной местности объединяются в единую семью-общину с общим владением всеми благами; все трудятся и любят друг друга как братья. Тиранич. порядки существуют, согласно М., лишь потому, что у народа нет ясного сознания тяжести своего положения, его причин и своей силы; народ обманут и подавлен предрассудками, гл. роль среди которых играет религия, подвергнутая М. разносторонней критике. М. с классич. ясностью выразил просветительский взгляд на происхождение религии как результат сознат. обмана. Теоретич. источниками материализма М. явились антич. атомизм и физика Декарта. Утверждая вечность и несотворённость материи и материальное единство мира, М. критиковал метафизику Декарта, идеализм Мальбранша и религ.-идеалистич. философию. Филос. взгляды М. оказали большое воздействие на формирование мировоззрения франц. материалистов 18 в. Деборин А. М..Ж.М., «ВФ», 1954, №1; Поршнев Б. Ф., М., М., 1964 (лит.); Etudes sur le cure Meslier, P., 1966. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. МЕЛЬЕ (Meslier), Жан (1664–1729) – франц. философ-материалист, атеист, революц. демократ и утопич. коммунист. Сын деревенского ткача, М. по настоянию родителей стал сельским священником (с 1689). Трагедия жизни M. состояла в том, что, в силу своего положения, он должен был проповедовать идеи, в ложности к-рых был твердо убежден. Опасаясь репрессий, М. решился изложить свои взгляды, лишь чувствуя приближение смерти, и закончил свое единств. соч. – "Завещание" (см. ниже– Соч.) незадолго до своей кончины. Оторванный от культурных центров, М. сумел подняться до вершин филос. и социально-политич. мысли своего времени. М. дал глубокую и всестороннюю критику феод.-абсолютистского строя Франции как строя крайне несправедливого и тиранического, при к-ром "...одни несли все тяжести труда и неудобства жизни, а другие, не зная заботы и труда, наслаждались одни всеми благами и удобствами жизни" ("Завещание", т. 3, М., 1954, с. 366). Используя античные легенды о "золотом веке", когда люди владели всем сообща, М. писал, что "...зло и даже величайшее зло, допускаемое людьми, – это владеть благами и удобствами жизни отдельно, порознь от других..." (там же, т. 2, М., 1954, с. 225). Как идеалист в понимании обществ. жизни, М. связывал возникновение частной собственности с злонамеренными действиями отд. лиц, желавших избавиться от тягот труда и повелевать другими людьми. Противоречия между народом и "сильными мира сего" М. считал непримиримыми; отвергая мысль о "просвещенном государе", служащем обществу, М. призывал народ к революции: "...Постарайтесь объединиться... чтобы окончательно стряхнуть с себя иго тиранического господства ваших князей и ваших царей: ниспровергните повсюду все эти троны несправедливости и нечестия, размозжите все эти коронованные головы, сбейте гордость и спесь со всех ваших тиранов и не допускайте, чтобы они когда-либо царствовали над вами" (там же, т. 3, с. 356). М. набросал контуры коммунистич. общества, "...жизни сообща, как лучшей и наиболее подходящей для людей..." (там же, т. 2, с. 221): все люди одной местности должны объединиться в одну семью-общину, в к-рой существует общее владение всеми благами, все трудятся и любят друг друга, как братья; общины заключают между собой союз с целью поддержания мира и взаимопомощи, устанавливают "справедливую и соразмерную" власть (см. тамже, с. 155). Единообразное и равное воспитание, осуществляемое на средства и силами общества, формирует из всех детей хороших граждан. Тиранич. порядки существуют, согласно М., лишь потому, что у народа нет ясного сознания тяжести своего положения, его причин и своей силы; народ обманут и подавлен предрассудками, гл. роль среди к-рых играет религия, к-рую М. подверг разносторонней и систематич. критике. Своими сказками об аде и рае религия стремится удержать народ в повиновении тиранам, политика и религия – это "...два вора-карманника, которые защищают и поддерживают друг друга" (там же, т. 1, М., 1954, с. 67). Не понимая всей глубины социальных и особенно гносеологич. корней религии, М. с классич. ясностью выразил просветит. взгляд на происхождение религии, как результат сознательного обмана (см. тамже, с. 68–69). М. считал борьбу с суевериями первоочередной задачей "умных людей", к-рые должны просветить народ; тем самым М. определил направление деятельности франц. Просвещения 18 в. Теоретич. источниками механистич. материализма М. явились античный атомизм, физика Декарта, материалистич. тенденция философии Монтеня. Материализм М. носил воинствующий характер. М. дал оригинальную критику декартовской метафизики, идеализма Мальбранша и религ.-идеалистич. философии вообще. М. доказывал, что нелепо допускать существование сверхъестеств. существ, в т.ч. бога, нематериальной и бессмертной души. Порядок и совершенство природы, на к-рые ссылаются и правоверные теологи, и деисты как на свидетельство божеств. провидения, должны быть поняты из самой природы. Отождествив материю с бытием вообще, М. утверждал ее вечность и несотворенность: "материя сама по себе существует, сама от себя получает свое движение и действительно есть первопричина всех вещей" (там же, т. 2, с. 318). Пространство и время, являющиеся формами существования материи, также вечны и несотворенны; протяжение, тождественное пространству, это атрибут материи, а время – длительность материального бытия. Материя сплошь заполняет пространство и состоит из множества частиц, движущихся в различных направлениях; их сочетания образуют все вещи в мире. Это движение частиц порождает самые сложные и совершенные создания природы: растения, животных, человека. Жизнь, ощущения, мышление – это модификации самой материи, возникшие естеств. путем. Опираясь на физику Декарта, М. развивал материалистич. линию картезианства. В трактовке познания, к-рое понималось как способность адекватного представления в сознании объективных связей вещей, М. в основном является рационалистом. Ясность и отчетливость идей рассматривалась им как критерий их истинности. Он признавал существование вечных истин (прежде всего он относил к ним математич. истины), к-рые не нуждаются ни в каком доказательстве и ясны сами по себе. Как правило, положения своей философии М. обосновывал исходя из анализа понятий бытия, материи и т.д.; точно так же, полемизируя со своими противниками, М. сосредоточивал внимание на обнаружении противоречий в их понятиях и рассуждениях. В то же время у М. иногда проявляется эмпирич. и сенсуалистич. тенденция; нек-рые положения он доказывал, ссылаясь на опыт; чувства признаются им источником большинства знаний. М. делал попытку преодолеть ограниченность рационализма путем соединения его с нек-рыми тезисами эмпиризма. Филос. взгляды М. оказали большое воздействие на формирование мировоззрения франц. материалистов 18 в. В 1793 Нац. конвент, чтя заслуги М. в борьбе с религией, принял решение воздвигнуть его статую в храме Разума. Соч.: "Завещание" ("Le Testament") в количестве 3 рукоп. экз., написанных самим М., было обнаружено после его смерти (в настоящее время все оригиналы утрачены). Уже в нач. 1730 появились первые рукописные копии, продававшиеся тайно и получившие широкое распространение. В 1762 в Женеве было издано "Извлечение из "Завещания"" ("Extrait des sentiments de Jean Meslier, adresses a ses Paroissiens, sur une partie des abus et des erreurs en general et en particulier"), сделанное Вольтером, значительно сократившим текст M. и оставившим только то, что было непосредственно направлено против христианства; Вольтер пытался представить М. деистом. Гольбах в "Здравом смысле кюре Мелье" ("Le Bon sens du cure Mtslier", 1772) дал вольное изложение сущности атеистич. аргументации М., подчеркивая, что религия и тирания совместно угнетают людей; как и Вольтер, Гольбах ничего не говорил о коммунизме М. Извлечения Вольтера и Гольбаха издавались много раз; как и само "Завещание", они были осуждены на сожжение и запрещены властями. Впервые "Завещание" было полностью опубликовано в 3 томах в 1864 в Амстердаме по одной из рукописных копий голландским антиклерикалом Р. Шарлем с написанными им предисловием и биографией М. На рус. яз. первый (сокращенный) перевод был издан в 1925. Полный пер. "Завещания" опубл. в 1937 и 1954 (3 тт., вступит. ст. В. П. Волгина, комментарии Ф. Б. Шуваевой). Лит.: Волгин В. П., Революц. коммунист XVIII в., в его кн.: Очерки по истории социализма, 4 изд., М.–Л., 1935; История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 286–92; Деборин А. М., Ж. Мелье, "Вопр. философии", 1954, No 1; История философии, т. 1, М., 1957, с. 518–26; Джаймурзин ?., Материализм Ж. М., "Уч. зап. Акад. обществ. наук при ЦК КПСС", 1957, вып. 28; Бирало A. A., Социальные и идейные истоки утопич. коммунизма М., Морелли и Мабли, "Тр. Ин-та философии АН БССР", 1958, вып. 1; Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960, с. 19–33; ?оршнев Б., Мелье, М., 1964 (имеется библ.); Nodier Сh., Melanges tires d'une petite bibliotheque... De cure Meslier, P., 1829, p. 178–82; Grunberg C., J. Meslier, un precurseur oublie du socialisme contemporain, "Bev. d'Economie politique", 1888, t. 2; Malon В., Etudes sociales, 1. J. Meslier, communiste et revolutionnaire, "Rev. socialiste", 1888, t. 8; Petitfils E., Un socialiste-revolutionnaire au commencement du XVIIIe siecle. J. Meslier, P., 1908; Haar J., J Meslier und die Beziehungen von Voltaire und Holbach zu ihm, Hamb., 1928 (Diss.); Morehouse ?., Voltaire and J. Meslier, New Haven, 1936. В. Кузнецов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. МЕЛЬЕ МЕЛЬЕ (Mesuer) Жан (июнь 1664, Мизерни — между 28 июня и 6 июля 1729, Этрепиньи) — французский социалист-утопист. Сын сельского ткача, окончил в Реймсе духовную семинарию, стал священником и, получив приход в деревне, оставался в нем до конца своих дней. Написанный в последние годы жизни революционный и атеистический труд Мелье не мог быть опубликован. Желая сохранить произведение, Мелье переписал его в трех экземплярах и оформил у нотариуса в виде завещания. Впоследствии “Завещание” стало ходить в списках, как и “Извлечение” из него, сделанное в 1742 Вольтером. Мелье писал о христианстве как о нелепой религии, которая вместе с властью образуют два ярма для народа, главный источник всех пороков общества — неравенство, частная собственность и тирания. Только революция объединенного и просвещенного народа избавит его от социального зла. Идеал Мелье — справедливое и свободное общество, основанное на добросовестном труде, взаимной любви и нерушимом мире. Соч.: Le testament, t. 1—3. Amst., 1864; в рус. пер.: Завещание, т. I— 3. M., 1954; Что недоделать? Харьков, 1918. Лит.: Поршнев Б. Ф. Мелье (1664-1729). M., 1964; Кучеренко Г. С. Судьба “Завещания” Жана Мелье в 18 веке. М., 1968; Ям К. E. Жан Мелье и французский атеизм 18 в. М., 1979; КапланА. Б. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции 18 века. М., 1989. С. С. Худолей Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|