МЕЛАНХТОН


МЕЛАНХТОН
(Melanchton) (грецизир. от нем. Швер-церд) Филипп (1497—1560) — нем. теолог и философ. М. сыграл одну из ключевых ролей в оформлении и утверждении Реформации. Автор «Аугсбургского исповедания» — основного вероучительного документа лютеранства, а также «Апологии» к нему. «Loci communes rerum theologicasum» («Общие принципы теологии») М. — первое систематическое изложение лютеранской догматики. В теологии М. основное место занимает тематика оправдания. М. стремился установить гармонию между аристотелизмом и откровением, а также дополнить аристотелизм христианским учением. Приметным элементом учения М. было учение о врожденных принципах, особенно моральных принципах, а также о врожденном характере идеи Бога. И врожденные принципы, и идея Бога интуитивно постигаются посредством lumen naturale (естественного света). Это учение противостояло аристотелевскому учению о tabula rasa.
Филос. система М. охватывает диалектику (логику и теорию познания), физику, психологию, этику. Логика М., отраженная в учебниках по логике, находилась под влиянием Рудольфа Агриколы. Лекции по физике и астрономии основывались на текстах Аристотеля и Птолемея. М. всячески способствовал изучению книги Н. Коперника. Позиция М. сочетает лютеранское неприятие гелиоцентризма с заимствованием и использованием концептуальных и эмпирических компонентов коперниканской теории, таких как уточненные Коперником астрономические данные, расчетные математические таблицы, его решение проблемы прецессии и некоторые его планетарные модели в рамках геостатической системы. В своих «Комментариях «О душе», а также «Philosophiae morales epitome» и «Ethicae doctrinae elementa» M. свободно использовал Аристотеля. Его идеалом было нравственное совершенствование посредством изучения классиков и Евангелия. И в теологическом, и в филос. плане М., опираясь на Эразма Роттердамского и в противоположность М. Лютеру, отстаивал свободу воли.
М., выработавший принципы организации протестантских ун-тов, благодаря своей педагогической деятельности был прославлен как Praeceptor Germaniae (Наставник Германии).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


МЕЛАНХТОН
        (Melanchthon, грецизированное от нем. Schwarzerd) Филипп (16.2.1497, Бреттен, Баден,— 19.4.1560, Виттенберг), нем. гуманист, теолог и педагог, деятель бюргерского направления Реформации, друг и сподвижник М. Лютера, систематизатор люте-райской теологии. Воспитывался под непосредств влиянием идей И. Рейхлина и Эразма Роттердамского, получил классич. гуманистич. образование. С 1518 до конца жизни проф. греч. яз. в Виттенбергском университете. Издание Нового завета на греч. яз., осуществлённое Эразмом, побудило М. заняться изучением Биб-лий. Один из образованнейших людей своего времени, учёный-книжник, знаток современных ему наук, древних языков и античной философии, М. стремился использовать греко-латинскую образованности для замены пришедшей в упадок схоластической тео-логии новой протестантской теологией. Он автор первого систематич. изложения лютеранской теологии («Общие принципы теологии», «Loci communes rerum theologicarum», 1521), которая в трудах самого Лютера в то время существовала лишь в форме разрозненных полёмич. идей. В 20—30-х гг. М. продолжал вместе с Лютером разработку догматич. основ лютеранской церкви, помогал Лютеру в переводе Библии на нем. яз., участвовал в многочисл. полемиках и политич. борьбе. М. пытался смягчить фатализм люте-ровского учения, соединив лютеранство с гуманистич. традицией. Согласно желанию Лютера, М. после его смерти (1546) возглавил лютеранское движение.. Был одним из инициаторов Аугсбургского религ. ми-ра (1555), утвердившего господство князей над религ. жизнью по принципу «чья земля, того и вера». М.— признанный «учитель Германии», создатель новой системы школьного и университетского образования, введённой в районах, где победила Реформация. В основу университетского образования было положено изучение древних языков как необходимое средство изучения Священного писания в подлинниках. М. составил ставшие классическими учебники по логике, греч. и лат. грамматикам, этике, риторике и др.; участвовал в преобразовании и создании ряда нем. университетов.
        Werke in Auswahl, Bd 1—7, hrsg. v. R. Stupperich, Bd 1—7, Gutersloh, 1951—71.
        St ern L., Ph. Melanchthon, Humanist, Reformator, Praecep-tor Germania, Halle, 1963; Stupperich R., Melanchthon, B. 1960; H a m m e r W., Die Melanchthonforschung im Wandel der Jahrhunderte, Bd l—2, Gutersloh, 1967—68; Maurer W., Der Junge Melanchthon zwischen Humanismus und Reformation, Bd 1—2, Gott., 1967—69.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


МЕЛАНХТОН
(Melanchthon)
Филипп, настоящая фамилия Шварцерд (род. 16 февр. 1497, Бреттен – ум. 19 апр. 1560, Виттенберг) – нем. теолог и педагог эпохи Реформации; с 1518 – профессор. В качестве основателя протестант, неосхоластики сохранял известное влияние вплоть до 18 в., особенно благодаря своему учению о праве и государстве. Будучи приверженцем гуманизма, он временно, под влиянием Лютера, отходит от него (к этому времени относятся его «Theologische Punkte», 1521, – первая протестант, догматика); несмотря на то что позднее Меланхтон снова сближается с гуманизмом, он оказывается не в состоянии найти действительный синтез между гуманизмом и протестантизмом и останавливается на аристотелизме (гуманистическом). Философская система Меланхтона охватывает диалектику (учение о логике и познании) как искусство «правильно, систематизированно и ясно обучать», физику (выступая как противник коперниковской картины мира), психологию (само это название ведет начало от Меланхтона) – примыкая здесь к Аристотелю и Библии – и этику. Место метафизики в философии, по Меланхтону, должна занять теология. В духе Эразма Роттердамского и в противоположность Лютеру Меланхтон выступает за свободу воли. И уже совершенно самостоятельно разрабатывает в качестве завершения философии и в качестве этики обстоятельную систему духовной и гражданской справедливости, которая, с одной стороны, является этикой убеждения в божественном повиновении, а с другой – этикой закона десяти заповедей Ветхого завета. Благодаря своей академической преподавательской деятельности и участию в создании классической гимназии Меланхтон получил имя «Praeceptor Germaniae» («учитель Германии»).

Философский энциклопедический словарь. 2010.


МЕЛАНХТОН
(Melanchthon – грецизация нем. Ш в а р ц е р д (Schwarzerd), Филипп (16 февр. 1497 – 19 апр. 1560) – нем. филолог и гуманист. В 1514 по окончании Тюбингенского ун-та М. становится лектором по классич. филологии, а в 1518 получает кафедру греч. языка в Виттенбергском ун-те. В своей вступит. речи "О реформировании обучения юношества" М. отстаивал принципы гуманистич. педагогики, требуя положить в основу изучения наук в школе знание древних языков и христ. вероучения непосредственно по источникам. В Виттенберге установилась прочная дружба М. с Лютером, к-рому он помогал как в переводе Нового завета, так и в полемике с папистами. М. оставался сподвижником и помощником Лютера до конца жизни последнего (1546). Вместе с Лютером М. боролся с нараставшим в 1521–25 революц. движением. М. выступал не только против пропагандировавшегося Мюнцером нар. понимания Реформации, но и против радик. течений бюргерской Реформации и свободы мысли, называя гелиоцентрич. учение Коперника "злым и безбожным мнением" и приветствуя Кальвина за преследование еретиков и сожжение Сервета. В период наступившей после подавления Крест. войны реакции М. развил энергичную деятельность по укреплению догматич. основ лютеранской церкви, явившись автором т.н. Аугсбургского исповедания и ряда др. политико-богословских трактатов. С этой деятельностью М. была связана и разработанная им система школьного обучения и составленные им школьные учебники (по древним языкам, по логике, этике, риторике и др.), за что он был назван "учителем Германии" (praeceptor Germaniae). Созданная M. лютеранская система школьного обучения оказала влияние на последующее развитие культуры в Германии. Политич. значение деятельности M. заключалось не только в систематизации лютеранской теологии, но и в приспособлении создавшейся лютеранской церкви к интересам феод. князей и тем самым – в религ. санкции политич. раздробленности Германии. Сделавшись ближайшим сотрудником Лютера и придерживаясь вместе с тем нек-рых этич. принципов гуманизма Эразма и Рейхлина, М. стремился смягчить резкие фаталистич. формулы Лютера, пытаясь сочетать их с философией Эразма. Уже во 2-м издании своего теологич. трактата "Loci communes..." (1535) M. называет полное отрицание свободы воли стоицизмом. В других произведениях он развивает мысль о том, что человеч. воля – сама по себе духовно беспомощная – приобретает силу от "слова божия", к к-рому она прибегает. Начав свою деятельность с пропаганды гуманистич. учености, М. пришел к попытке сочетать лютеранство с нек-рыми положениями эразмовского гуманизма. Эта попытка представляла собой по существу приспособление к теологии и догматике, при к-ром из гуманизма выхолащивалось его живое, прогрессивное содержание. Энгельс видел в М. прообраз "филистерского, чахлого кабинетного ученого" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 373).
Соч.: Opera quae supersunt omnia, v. 1–28, Halle-Brunswick, 1834–60; Erg. Bd 1–2, 5–6, 1910–26, в изд.: Corpus reformatorum, ed. С. G. Bretschneider [u. a. ]; Werke in Ausfwahl, hrsg. von R. Stupperich, Bd 1–4, [Gutersloh ], 1951–63 (изд. продолжается).
Лит.: Энгельс ?., Крестьянская война в Германии, в кн.: Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Смирин M. M., Нар. реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Gamerarius J., Dе vita Melanchthonis, narratio, Halle, 1777; Planck ?., Melanchthon der praeceptor Germaniae, Nordlingen, 1869; Lооfs F., Melanchthon als Humanist und Reformator, "Theologische Studien und Kritiken", 1897, S. 641–67; Stern L., M. Luther und Ph. Melanchthon. Ihre ideologische Herkunft und geschichtliche Leistung, В., [1953 ]; его же, Р. Melanchthon – Humanist, Reformator, Praeceptor Germaniae, Halle, 1960; Manschreck G. L., Melanchthon, the quiet reformer, N. Y.–Nashville, 1958; Ph. Melanchthon. 1497–1560. Gedenkschrift zum 400. Todestag des Reformators, Bretten, 1960.
М. Смирин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


МЕЛАНХТОН
    МЕЛАНХТОН (Melanchton — грецизация нем. Шварцерд, Sclwarzerd), Филипп (1 февраля 1497, Бреттен, Баден — 19 апреля 1560, Виттепберг) — немецкий теолог и педагог, систематизатор лютеранского вероучения. Воспитывался под сильным влиянием гуманистических идей И. Рейхлина и Эразма Роттердамского. Окончил Гейдельбергский и Тюбингенский (151-1) университеты, с 1518 — заведующий кафедрой греческого языка в Виттенбергском университете, где началось его многолетнее сотрудничество с M Лютером, которому он оказывал постоянную помощь в полемике с католиками и в переводе Библии на немецкий язык. Автор многих богословских работ, в том числе “Общих принципов теологии” (“Loci communes rerum theologicarum”, 1521) — первого систематического изложения протестантской догматики, а также Аугсбургского исповедания — первого документа лютеранства. После смерти Лютера Меланхтон возглавил лютеранское движение, он был одним из инициаторов Аугсбургского религиозного мира (1555), закрепившего власть князей над церковью по принципу “чья земля, того и вера”.
    Отстаивая воззрения Лютера, Меланхтон ради достижения религиозного мира стремился выразить их в компромиссной, приемлемой для оппонентов форме. Сказывалась и его давняя приверженность гуманистической традиции. Так, он склонялся к взглядам Эразма Роттердамского в понимании божественного предопределения и свободы воли человека, который, по мнению Меланхтона, способен принять или отвергнуть любовь Бога и тем самым ответствен за свою судьбу: “оправдывает” только Бог, но лишь того, кто этого желает. Он подчеркивал роль добрых дел (не как условия спасения, но необходимого свидетельства и выражения веры). Акцент на этических, гуманистических аспектах вероучения навлек на Меланхтона обвинение в пелагианстве со стороны многих лютеранских богословов, которое он решительно отвергал. Как выразитель интересов немецкого бюргерства Меланхтон одобрял расправы с восставшими крестьянами и городским плебсом, призывал к преследованиям “еретиков” (в частности, М. Сервета и анабаптистов).
    В историю Германии Меланхтон вошел как создатель новой системы школьного и университетского образования, основу которого составляло изучение древних языков и античной культуры. Он был автором ставших классическими учебников по греческому и латинскому языку, богословию, риторике, логике, этике, непосредственно участвовал в основании и реорганизации многих школ и университетов, получив широкое признание как Учитель Германии (Praeceptor Germanie). Ист.: Corpus Reformatorum, 28 v., 1834—1860.
    Л. Н. Митрохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1423
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • бог как источник и гарант познания
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • Животные как модели (animal models)
  • знание-как и знание-что
  • как
  • Как
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • Лотос, Владыка его
  • Меланхтон, Филипп
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Плюрализм как модель познания
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ наука, в частности в католич. теологии,
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь