|
МЕЙЕРСОНМЕЙЕРСОН (Meyerson) Эмиль (1859—1933) — философ и историк науки. Род. в Люблине, с 1882 жил во Франции. Начинал как историк науки, но вскоре посвятил свои интересы эпистемологии. Согласно М., теория научного познания опирается на историю научной мысли. Изучение последней показывает, что, несмотря на синхронное и диахронное многообразие научных теорий, существуют устойчивые структуры научного разума, проявляющиеся даже в ошибочных теориях. Общим знаменателем, указывающим на сходство современных теорий с их далекими предшественницами, является тенденция к отождествлению различного, лежащая, по М., в основе научного объяснения. Акцентируя внимание на каузальном объяснении, М. расходился с позитивистской трактовкой теории как описания. Принцип каузальности состоит в том, что должно существовать равенство между причинами и действиями, т.е. первоначальные свойства плюс изменение условий должны равняться изменившимся свойствам. Сам же принцип причинности совпадает с принципом тождества, примененным к существованию вещей во времени. Согласно М., цель теоретического объяснения состоит в замещении бесконечного разнообразия мира ощущений тождественными во времени и пространстве отношениями. Уже на уровне здравого смысла фиксируется инвариантность вещей; наука заменяет ее еще более устойчивыми, стабильными и однородными объектами и структурами. В механике, напр., все видимое разнообразие явлений сводится к различиям пространственных фигур и движений. Время в причинном объяснении постепенно сводится к пространству, как это показывает представление его в качестве одной из четырех координат пространственно-временного мира в теории относительности. Вместе с тем в своем стремлении к объяснению разум неизменно наталкивается на препятствия, не укладывающиеся в рациональную схему тождества. Между этой схемой и действительностью существует иррациональный остаток, который не удается свести к чистому тождеству, что и побуждает интеллект постоянно улучшать свои теории. Научный разум находится на перекрестке двух противоположных тенденций: стремления к объяснению через тождество и невозможности осуществить его до конца. Первая тенденция находит, согласно М., выражение в принципах сохранения, вторая, связанная с иррациональностью действительности, яснее всего представлена вторым началом термодинамики, где необратимость времени ведет к нарушению принципа тождества предшествующего и последующего состояний вещей. Эту концепцию М. выдвинул в своей первой кн. «Тождественность и действительность» (1907), опираясь на историю трех принципов сохранения: сохранения скорости (инерции), сохранения материи, сохранения энергии. М. попытался показать, как этот последний, выражающий неизменность мира, сталкивается с «иррациональным» принципом Карно, утверждающим, что такая неизменность невозможна. Вслед за А.Бергсоном М. полагал, что становление рациональным образом непостижимо. Тем самым утверждалась недостижимость идеала полностью рационализировать действительность с помощью человеческого разума. Концепция М. послужила одним из источников неорационализма, однако трактовка им причинности как априорной формы разума во многих отношениях еще близка к кантианству. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. МЕЙЕРСОН (Meyerson) Эмиль (12.2.1859, Люблин, Польша,— 4.12.1933, Париж), философидеалист. С 1882 жил во Франции. Считал, что теория познания изучает формы разума в готовом, овеществлённом знании и потому необходимо становится историко-критич. исследованием науки. В основе разума, до М., лежит априорный принцип тождества: познание означает отождествление различного. Категории и науч. теории, по М., возникают в результате взаимодействия априорной отождествляющей способности разума с эмпирич. материалом, они не априорны и не апостериорны, а лишь «правдоподобны». Видя в причинности основу для объяснения в науке, М. понимал её как выражение преобразования предмета во времени. Познание зако-нов М. противопоставлял познанию причинных связей. М. критиковал субъективистские истолкования теории относительности и квантовой механики. Однако метафи-зич. противопоставление тождества и различия, разума и действительности по существу приводит философию М. к агностицизму. De Pexplication dans les sciences, t. 1—2, P., 1921; La deduction relativiste, P., 1925; Du chemincment de la pensee, t. 1—3, P., 1931; в рус. пер.— Тождественность и действительность, Кеllу Т h. В., Explanation and reality in the philosophy of E. Meyerson, L., 1937; Marcucci S., E. Meyerson, Torino, 1962. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. МЕЙЕРСОН (Meyercon) Эмиль (род. 12 февр. 1859, Люблин – ум. 2 дек. 1933, Париж) – франц. философ. В противовес феноменологии и позитивизму защищал точку зрения, что наука как онтология должна требовать для вещей объективных основ, по возможности независимых от субъективных условий ощущения; она должна заботиться не только о закономерности явлений, но также и об их причинности. Осн. произв.: «Identite et realite», 1908; «De l'explication dans les sciences», 1921; «La deduction relativiste», 1925. Философский энциклопедический словарь. 2010. МЕЙЕРСОН МЕЙЕРСОН (Meyerson) Эмиль (12 февраля 1859, Люблин — 4 декабря 1933, Париж) — французский химик и философ науки. Получил образование в Германии под руководством известного химика и инженера Р. Бунзена. В 1882 эмигрировал во Францию, где работал в химической промышленности и издательской сфере; был директором Ассоциации еврейского населения Европы и Малой Азии. Мейерсон исходил из идеи, что наука есть историчное образование. Это значит, что развитие научного знания нельзя рассматривать только как процесс накопления научных достижений. Напротив, методы, практикуемые на каждом этапе развития любой науки, во многом определены всей ее историей. Поэтому методологические разработки Могут бытьэф!фективными только при том условии, что они опираются на глубокое знание истории науки и понимание тенденций ее развития. Методологию Мейерсон определяет как “теорию естествознания”, которую, в свою очередь, следует рассматривать как “введение в метафизику”. Т. о., его методологическая программа, с одной стороны, оппозиционна позитивистскому пониманию науки, а с другой, — концепции А. Бергсона, противопоставлявшего философию науке. Опираясь на факты истории науки, Мейерсон, с одной стороны, демонстрирует многообразие научных подходов к познанию реальности, а с другой, — доказывает наличие априорной установки интеллекта на максимально возможную элиминацию различий в эмпирическом материале знания. Тенденция к отождествлению нетождественного свойственна не только физико-математическим наукам, но и химии, и биологии. Конфликт между этой тенденцией и разнообразием содержательного эмпирического материала, по мнению Мейерсона, оказывается движущей силой “прогресса теорий”, который, в свою очередь, является важнейшим компонентом исторического развития науки. По мысли Мейерсона, история науки доказывает, что научного исследования, свободного от разного рода предпосылок, не бывает. В состав предпосылок, помимо эмпирического материала и априорной тенденции к отождествлению, входит также некий набор привычных, оправдавших себя в прошлом, “стандартных” представлений о предмете и методах, а также распространенные общефилософские идеи. Поскольку теории (вопреки мнению позитивистов) не выводятся непосредственно из фактов, а потому и не могут быть доказаны с помощью этих фактов, то объяснение фактов с помощью теорий предстает не как дело самого естествознания, а как важнейшая философская проблема. Под этим углом зрения он проводит анализ истории принципа причинности, инерции, атомистических представлений, термодинамики, законов сохранения и др., показывая, как научное мышление осуществляет тот процесс, который обычно называют “абстракцией”. На самом деле здесь происходит превращение эмпирического, природного факта в “другой объект” — в идеализированный объект теоретического знания, и потому понятие нельзя трактовать как такой же “факт”, как чувственное восприятие, и сводить разницу между ними только в степени общности (что было свойственно, напр., эмпириокритицизму). По мнению Мейерсона, история науки предстает как бесконечный ряд “компромиссов” с многообразием чувственного опыта, которые в ходе исторического развития заключает научная мысль, постоянно стремящаяся к тождеству И каждый из таких временных “компромиссов” непременно содержит зерно “иррациональности”. Полная рациональность, т. е. совершенное исполнение требований разума, означала бы “самоубийство” любой конкретной теории, поскольку многообразие знания, являющегося ее содержанием, было бы в ней “устранено”. Т. о., любой эмпирический материал, в конечном счете, “иррационален” по определению, а любая процедура освоения этого материала средствами теории есть его “рационализация”. И теоретическая дедукция “фактов” из общих принципов и научных законов возможна лишь в той мере, в какой научный факт сам является теоретическим образованием, т. е. был включен в состав научного знания в результате его теоретической обработки, т. е. превращения его в “частный случай” закономерности. Из этих общих установок Мейерсона следует вывод о несостоятельности как “крайнего” эмпиризма, так и “радикального” рационализма, как субъективно-идеалистической трактовки “новой” теоретической физики, так и “онтологизации” теоретических концепций, их истолкования в качестве подлинных “картин мира”, а научных формулировок — в качестве “объективных законов природы”. Драматические мировоззренческие коллизии в сфере науки являются результатом абсолютизации “субъективного” и “объективного”, их превращения в замкнутые, самостоятельные и самодостаточные реальности. Философский анализ истории науки и методологический анализ активности научного разума, согласно Мейерсону, призваны избавить науку от всякой возможности мировоззренческих кризисов, которые сопровождают каждую существенную перестройку ее методов. Соч.: De l'explication dans les sciences, t. 1—2. P., 1921; La deducation relativiste. P., 1925; Du cheminement de la pensee, 1. 1—3. P., 1931; Тождественность и действительность. СПб., 1912. Лит.: Kelly T/i. R. Explanation and Reality in the Philosophy ofE. Meyerson. L„ 1937; MarcucciS., Е. Meyerson. Torino, 1962. А. Ф. Зотов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|