Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 МУР Джордж Эдуард



МУР Джордж Эдуард


МУР Джордж Эдуард
(Moore), (4 ноября 1873 – 24 окт. 1958) – англ. философ, проф. Кембриджского ун-та (1925–39), член Британской академии наук (с 1918), гл. редактор журн. "Mind" (1921–47). Примкнув в начале своей филос. деятельности к неогегельянству, М. затем переходит на позиции неореализма. В работе "Опровержение идеализма" ("The refutation of idealism", опубл. в "Mind", new series, v. 12, 1903, Oct., No 48) подверг критике субъективный идеализм и англ. неогегельянство за отождествление ими "реальности" и "опыта". Предпринятый М. гносеологич. анализ ощущений приводит его к т. зр., согласно к-рой в ощущениях имеется нек-рый общий всем им элемент – "сознание" и элемент различия – "объект", независимый от сознания, хотя и имманентный ему. Этот "объект" (или физич. объект), по М., не совпадает полностью с тем, что непосредственно дано в чувствах человека ("чувственно данным", sense-datum). "Чувственно данное" (к-рое М. понимал наподобие "нейтрального элемента" махизма) совпадает лишь с частью внешних проявлений физич. объекта, воспринимаемой нами, или же находится с объектом в нек-ром более общем отношении, причем "ни один философ... не объяснил, каково это отношение... – там, где это не тождество ("чувственно данного" и части внешних проявлений физич. объекта. – Ред.)". ("Visual sense-data", в кн.: "British Philosophy in the Mid-Century", L., 1957, p. 211). "Чувственно данное" М. рассматривал в качестве непосредств. объекта познания, тем самым повторяя берклианскую подстановку ощущений на место объекта. Вместе с тем М. принимал "взгляд здравого смысла на мир", заимствуя этот подход у шотландской школы (Т. Рид): во Вселенной существуют материальные объекты и акты сознания; последние связаны лишь с нек-рыми материальными телами; материальные тела могут существовать, когда мы их не сознаем, и т.д. (см. "Some main problems of philosophy", L., N. Y., 1958, p. 10–11). Однако, согласно M., "здравый смысл" не исключает возможности того, что мир по своей природе духовен, или что существует божеств. разум, акты этого разума и загробная жизнь. Отстаивая "взгляд здравого смысла", М. тем самым отвергал сведение философии к позитивистскому "анализу" знания, хотя и считал анализ понятий важной областью философской деятельности. Поскольку всякое понятие выражается в языке, анализ понятий есть одновременно "анализ языка"; при этом, в отличие от логического анализа философии, у М. – это анализ обыденного языка, а не искусственных "языков науки". Развивая эту линию философии М., его последователи (Райл, Остин, Уисдом, Строусон и др.) пришли к философии т.н. лингвистич. анализа.
М. разработал собственную концепцию этики, исходный пункт к-рой – тезис, что этика основана на неопределимых понятиях "добра" и "зла", представляющих собой данные интуиции качества (подобные чувственным качествам) и имеющих объективное значение; эти понятия несводимы к к.-л. "внеморальным" качествам, в частности ни к пользе, ни к удовольствию. Отвергая, т. о., как утилитаризм и гедонизм, так и эгоизм и альтруизм, М. формулирует "этич. нейтрализм": долг каждого из нас состоит в улучшении баланса добра и зла во всей совокупности опыта, т.е. во всей Вселенной, частью к-рой этот опыт является. Получая "космическое" звучание, этика М. в то же время индивидуалистична, оторвана от жизни общества.
Согласно М., этич. положения отличны от суждений (для к-рых имеет смысл ставить вопрос об истинности или ложности), они лишь раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции у слушателей или (в скрытом виде) выражают повеление. Эти положения М. стоят у истоков двух линий в совр. англо-амер. этике: эмотивизма и т.н. "анализа этич. высказываний".
Соч.: Principia ethioa, Camb., 1903; Ethics, L., [1912 ]; Philosophical studies, L., 1920, new ed., [L. ], 1959; A defence of common sense, в кн.: Contemporary British philosophy, 2 series, L.–N. Y., [1925 ]; Proff of an external world, "Proceedings of the British Academy", L., 1939, v. 25; Philosophical papers, L.–N. Y., [1959 ].
Лит.: Богомолов А. С., Философия англо-амер. неореализма, М., 1962; История философии, т. 5, М., 1961; The philosophy of G. E. Moore, ed. by P. A. Schilpp, Evanston – Chi., 1942; White A. R., G. B. Moore, A critical exposition, Oxf., 1958.
А. Богомолов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 860
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • COMMON SENSE
  • “АНАЛИЗ СОЗНАНИЯ”
  • “ЗДРАВОГО СМЫСЛА ФИЛОСОФИЯ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • «ЗДРАВОГО СМЫСЛА ФИЛОСОФИЯ»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО»
  • Анализ временных рядов (time-series analysis)
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • Вопрос об отношении души и тела (mind—body problem)
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛОСОФИЯ
  • МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. ПРЕЛЮДИЯ К ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО
  • Речевые акты. Опыт по философии языка
  • Философия науки (philosophy of science)
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
  • анализ сознания
  • вера в теории познания и философии науки
  • выбор объекта
  • выбор сексуального объекта
  • логического анализа философия
  • нарциссический выбор сексуального объекта
  • переоценка сексуального объекта
  • тип выбора сексуального объекта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь