МИЛЛЬ Джон Стюарт


МИЛЛЬ Джон Стюарт
(Mill), (20 мая 1806 – 8 мая 1873) – англ. философ-позитивист, логик и экономист. Филос. взгляды М., оформившиеся под влиянием Беркли, Юма, Бентама и Конта, изложены им в соч. "Обзор философии сэра В. Гамильтона" ("An examination of Sir W. Hamilton's philosophy...", 1865; рус. пер. 1869). M. – агностик и субъективный идеалист; его взгляды, по характеристике Ленина (см. Соч., т. 14, с. 96), ничем существенным не отличаются от философии Юма. Исходный пункт филос. концепции М. – положение о том, что предметами познания могут быть лишь наши ощущения, что материя – лишь постоянная возможность ощущений, а сознание – постоянная возможность переживаний. С позиций идеалистич. эмпиризма и сенсуализма М. критиковал англ. априористов (Гамильтона, У. Уэвелла и др.).
В истории логики М. занимает видное место как автор соч. "Система логики" ("A system of logic, ratiocinative and inductive", v. 1–2, 1843; new ed., 1900; рус. пер. Ф. Резенера, т. 1–2, 1865–67 и 1878; пер. В. Н. Ивановского, 1899, 1900, 1914), в к-ром попытался систематически изложить логику как общую методологию наук. При построении своей "Системы логики" М. использовал наследство Ф. Бэкона, а также логич. идеи англ. естествоиспытателя Дж. Гершеля.
Анализ и предложенная М. формулировка т.н. методов исследования причинных связей были существенным шагом вперед (в частности, по сравнению с Бэконом) в логике индуктивной. Однако филос. взгляды М. отрицательно сказались на его логич. теории. Если для Бэкона логика – это метод познания материального мира, то М. пытался строить систему логики на базе эмпирич. психологизма. Он считал, что логика есть ветвь психологии, изучающая технику мышления, и должна поэтому строиться на психологич. основе. По своим задачам логика – практич. прикладная наука и сводится по существу к теории умозаключения. Поэтому весьма интересное учение М. об именах и предложениях служит в его системе лишь введением к теории умозаключения. Различные методы познания (индуктивный и т.н. прямой и обратный дедуктивные методы) являются лишь видоизменениями и комбинациями индуктивных умозаключений. Только последние способны давать н о в о е знание; все же остальные умозаключения обладают этим свойством лишь постольку, поскольку они сводятся к индукции. Но т.н. индукция не дает достоверного знания, все наше знание, по М., имеет гипотетич. характер. Агностицизм и всеиндуктивизм М. неоднократно подвергались критике. Отрыв индукции от дедукции и преувеличение роли индукции в познании критиковал Энгельс (см. "Диалектика природы", с. 180–81). Развернутую критику гносеологич. и логич. взглядов М. дали Каринский и Рутковский.
С филос. концепцией М. тесно связана его позиция в области этики. В этич. теории М. выступал против "априористов" и требовал эмпирич. обоснования моральных принципов, к-рые, по его мнению, не являются врожденными и неизменными, а имеют опытное происхождение и потому изменчивы. Вслед за Бентамом М. развивал этич. систему утилитаризма (этот термин впервые ввел М.); моральная ценность поступка определяется, по М., его пользой; высшей целью человеч. деятельности должно быть содействие "счастью человечества или, скорее, всех чувствующих существ" ("Система логики", М., 1914, с. 867). Выступая против "крайностей" утилитаризма Бентама, М. ввел в этику наряду с принципом эгоизма принцип альтруизма, к-рый логически не только не вытекал из его утилитаристских предпосылок, но и противоречил им. Этич. взгляды М. изложены в последней главе 6-й кн. "Системы логики" и в соч. "Утилитарианизм" ("Utilitarianism", 1863, new ed., 1931, рус. пер. 1866–69, 3 изд., 1900). М. считал, что в обществ. жизни люди "обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены" ("Система логики", с. 798). Эти законы устанавливаются психологией (изучающей процесс образования индивидуального характера) – наукой, лежащей в основе социологии.
В политич. экономии М. отказывается от трудовой теории стоимости Д. Рикардо, заменяя ее вульгарной теорией издержек произ-ва, к-рую эклектически сочетал с учениями Мальтуса (теория народонаселения), Ж. Б. Сея (учение о кризисах), Н. У. Сениора (теория воздержания) и др. Маркс, критикуя М. и ему подобных экономистов за противоречия их "старомодных экономических догм с современными тенденциями", одновременно отмечал, что "было бы в высшей степени несправедливо смешивать их в одну кучу с вульгарными экономистами-апологетами" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 616, прим.). Глубокую критику экономич. учения М. дал также Н. Г. Чернышевский [см. "Очерки из политической экономии(по Миллю)", в кн. Полн. собр. соч., т. 9, 1949, с. 337–1004 ].
Соч.: Essays on some unsettled questions in political economy, L., 1844; Principles of political economy..., v. 1–2, Boston, 1848, new ed., ?. ?., 1936; рус. пер. Н. Чернышевского – Основание политич. экономии..., неполное изд., т. 1, СПБ, 1860; полное – т. 1–2, СПБ, 1865, СПБ, 1874; нов. пер. Е. И. Остроградской, в. 1–5, К.–X., 1896–1898; On liberty, L., 1859, new ed., Bielefeld – Lpz., 1924; Dissertations and discussions: political, philosophical and historical, v. 1–4, Boston, 1859; рус. пер. – Рассуждения и исследования политич., филос. и исторические, ч. 1–3, СПБ, 1864–65; Auguste Comte et le positivisme, P., 1865; рус. пер. – О. Конт и позитивизм, в кн.: Льюис Г. Г. и Милль Д. С., О. Конт и положительная философия, СПБ, 1867 и в кн.: Огюст Конт и позитивизм, М., 1897; The subjection of women, L., 1869; new ed., L.–Toronto, 1929; рус. пер. – Подчиненность женщины, СПБ, 1906; Autobiography, L., 1873; new ed., N. Y., [1957 ]; рус. пер. – Автобиография, СПБ, 1874, М., 1896; Three essays on religion, ?. ?., 1874.
Лит.: Россель Ю., Д. С. Милль и его школа, "Вестник Европы", 1874, NoNo 5, 6, 7, 10, 12; Каринский М., Классификация выводов, СПБ, 1880; Туган-Барановский М., Д. С. Милль. Его жизнь и учено-литературная деятельность, СПБ, 1892; Каринский М., Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных, М., 1914; Рутковский Л. В., Критика методов индуктивного доказательства, в кн.: Избр. труды рус. логиков XIX в., М., 1956; Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии XIX в., [М ], 1959.
П. Таванец. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1574
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “СИСТЕМА ЛОГИКИ СИЛЛОГИСТИЧЕСКОЙ И ИНДУКТИВНОЙ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «НАУКА ЛОГИКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • вера в теории познания и философии науки
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • КАСТРО РУС
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • Милль Джон Стюарт
  • Милль Джон Стюарт / Mill, John Stuart
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • Пер-м-рху
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • Система логики силлогистической и индуктивной
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь