|
ЛАНДГРЕБЕЛАНДГРЕБЕ (Landgrebe), Людвиг (р. 9 марта 1902) – нем. философ-идеалист, последователь феноменологии Э. Гуссерля, его ассистент (1923–30), один из издателей Архива Гуссерля. Л. сближает феноменологию Гуссерля с философией Хейдеггера. Активный противник марксизма. По Л., осн. проблема всей европ. философии – проблема свободы человека. Свободу Л. понимает как такое состояние, при к-ром "человек не признает никакой другой зависимости, кроме зависимости, оправданной его мышлением" ("Marxismusstudien", 1 Folge, Tubingen, 1954, S. 43). Понимание процесса познания как отношения субъекта к объекту, характерное, по мнению Л., для всей европ. философии нового времени, он называет субъективизмом, а саму эту философию – "метафизикой субъективности". С этой т. зр. Л. объявляет марксизм таким выражением "метафизического субъективизма", когда объект рассматривается якобы лишь как пассивный, пластич. материал человеч. деятельности, труда. В своей философии, осн. принципом к-рой является идеалистически понимаемое единство субъекта и объекта [причем бытие для Л. лишь "коррелат сознания" (см. "Philosophie der Gegenwart", В., 1957, S. 34) ], Л. опирается на субъективный идеализм позднего Гуссерля и приближается к иррационализму, отвергающему науч. философию. Соч.: W. Diltheys Theorie der Geistwissenschaften, Halle, 1928; Nennfunktion und Wortbedeutung, Halle, 1934; Was bedeutet uns heute Philosophie?, Hamb., 1948, 2 Aufl., 1954; Phanomenologie und Metaphysik, Hamb., 1949; Hegel und Marx, в кн.: Marxismusstudien, 1 Folge, Tubingen, 1954; Philosophie der Gegenwart, В., 1958; Das Problem der Dialektik, там же, 3 Folge, Tubingen, 1960. А. Огурцов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЛАНДГРЕБЕ ЛАНДГРЕБЕ (Landgrebe) Людвиг (9 марта 1902, Вена14 августа 1991) — немецкий философ, представитель феноменологии. Изучал философию во Фрайбурге, где стал ассистентом Гуссерля (1923—30). С приходом к власти нацистов покинул Германию, преподавал в Праге и Левене. После окончания войны — проф. в Гамбурге, Киле; с 1956 — в Кельне, где был также директором Гуссерлевского архива. Читал лекции в университетах Чикаго, Вашингтона и др. Полемизируя с гуссерлевским пониманием бытия как “бытия объектом” для дающего его акта сознания, Ландгребе считал, что трансцендентальная субъективность должна включать также и то измерение, которое не может быть ни объективировано, ни подведено под понятие объективного бытия. Под влиянием Хайдеггера он интерпретирует это измерение как ютенциональность в смысле “бытия-уже-вперед-себя”. Будучи таковым “заступанием”, трансцендентальная субъективность не может быть постигнута в объективирующей рефлексии; Ландгребе не приемлет идею “абсолютной анонимности” трансцендентального Это, поскольку Эго мотивировано феноменологической редукцией, которая свободна в своем отношении к объективному бытию. Трансцендентальная субъективность есть субъект, сознающий свою свободу; не будучи абсолютной, она является тем “местом”, где абсолютное становится достоянием опыта. Ландгребе пытался показать, что с помощью феноменологического метода может быть построена трансцендентальная философия истории, делающая выводы из конца традиционной метафизики (время истории как интерсубъективность, телеогия как максима действия в истории и др.). Соч.: Wilhelm Diltheys Theorie der Geisteswissenschaften. — “Jahrbuch fur Philosophie und phanomenologische Forschung”, hrsg. v. E. Husserl. 1924, Bd. 9, S. 237-366: Philosophie der Gegenwart. Bonn, 1.952; Phanomenologie und Metaphysik. Hainb., 1949; Der Weg der Phanomenologie. Gutersloh, 1968; Phanomenologie und Geschichte, 1968; The Phenomenology of Edmung Husserl (Essays). Ithaka—N. Y, 1981; Faktizitat und Individualion. Studien zu den Grundproblemen der Phanomenologie. Hamb., 1982; в рус. пер.: Размышления по поводу слов Гуссерля: “История является великим фактом абсолютного бытия”.— В кн.: Мегафизические исследования, вып. 3. СПб., 1997. И. А. Михайлов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|