|
ЛАНГЕ Николай НиколаевичЛАНГЕ Николай Николаевич [12(24) марта 1858 – 15 февр. 1921 ] – рус. психолог, представитель эмпирич. направления. Окончил Петерб. ун-т. Работал в психологич. лаборатории В. Вундта в Лейпциге (с 1883). Проф. кафедры философии Одесского ун-та (1888–1921). Осн. филос. соч. – "История нравственных идей XIX в." (ч. 1, 1888). В труде "Психология" (опубл. в серии: Итоги науки в теории и практике, т. 8, 1914, имеется библ. трудов Л.) Л., разрабатывая филос. основы психологии, подверг критике взгляды Маха, Авенариуса и Наторпа по этому вопросу. Концепция самого Л., к-рую он называл "реалистической" или "биологической", не была последовательной: наряду с признанием первичности материального и отрицанием эпифеноменализма, Л. выдвигал дуалистич. теорию "психофизического взаимодействия", в к-рой отразилось влияние идущей от нем. философии (в частности, от Вундта) идеалистич. концепции активности сознания. Возражая против т.н. социального дарвинизма, Л. подчеркивал важность социальных факторов и языковой традиции в развитии психики человека. Осн. идеей эксперимент. работ Л. было рассмотрение психич. процессов в их связи с моторными компонентами. В этом обнаруживается влияние идей Сеченова на психологич. взгляды Л. Одной из важнейших заслуг Л. является разработка теории стадиального характера восприятия: в сформулированном им "законе перцепции" последовательность фаз восприятия от менее дифференцированного к более дифференциров. отражению объекта дается в сопоставлении с процессом филогенетич. развития человека. Л. доказал, что процесс восприятия одновременно является образованием наглядного суждения. Установленный Л. "закон перцепции", во многом подтверждающийся данными более поздних исследований, имеет большое значение для понимания единства чувственного и логического в познании. Л. осуществил первый в России перевод "Первой аналитики" Аристотеля (1894). Соч.: Beitrage zur Theorie der sinnlichen Aufmerksamkeit und der activen Apperception, "Philos. Studien", 1888, Bd 4; Механизм внимания, "Русская школа", 1891, No 1; Душа ребенка в первые годы жизни, СПБ, 1891; Психологич. исследования, О., 1893; Великие мыслители XIX в. Лекция 1 – Кант и критика чистого разума, [О. ], 1901; Теория В. Вундта о начале мифа, О., 1912; Учебник логики, 2 изд., О., [1918 ]. Лит.: Гордiевський М. I., Наукова и громадсько-педагогiчна дiяльнiсть проф. М. М. Л., в кн.: Зап. Одеського наукового при ВУАН товариства. Секцiя педагогiчна, No 1, 1930 (имеется библиогр.); Элькин Д. и Шапиро Л., Психологич. наследие H. H. Л., в кн.: Сб. каф. педагогики Одесского ун-та, т. 2, О., 1941; Ананьев Б. Г.. Очерки истории рус. психологии XVIII и XIX веков, [М. ], 1947; ?еплов Б. М., Осн. идеи в психологич. трудах Н. Н. Л., "Вопр. психологии", 1958, No 6; Шеин А. А., Об историч. оценке психологич. концепции ?. ?. Л., там же, 1960, No 5; Теплов Б. М., Об историч. оценке психологич. концепции ?. ?. Л., там же, No 6. М. Роговин. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|