КАН Ю-ВЭЙ


КАН Ю-ВЭЙ
(1858–1927) – кит. политич. деятель и реформатор. Получил хорошее домашнее образование по кит. классич. философии, знакомился с естественными науками Запада по переводным книгам. В конце 19 в. выступил с требованиями социальных реформ бурж.-демократич. характера. В условиях подъема патриотич. движения в Китае К. Ю-в. стал лидером сторонников реформ. Он неоднократно посылал доклады императору Гуан Сюю с предложениями отмены рутинной экзаменац. системы, поощрения науч. открытий, осуществления свободы слова и созыва парламента для осуществления конcтитуц. правления. Император поддержал требования К. Ю-в. и последний получил возможность руководить их практич. осуществлением. Период, когда К. Ю-в. пытался осуществить свои реформы, называют периодом "ста дней реформ". Ожесточенное сопротивление консерваторов привело к поражению реформаторов, а сам К. Ю-в. был вынужден бежать в Гонконг.
Несмотря на поражение, движение за реформы сыграло в истории Китая прогрессивную роль, т.к. оно соответствовало интересам нарождающихся бурж. отношений.
В основе общественно-политич. воззрений К. Ю-в. лежала философия, представлявшая собой соединение традиц. положений др.-кит. философии, гл. обр. конфуцианства, с данными естеств. наук нового времени. Восприняв традиции древней кит. материалистич. философии, К. Ю-в. признавал объективное существование внешнего мира. Вместе с тем, он часто допускал соединение представлений совр. науки и идей, заимствованных из др.-кит. философии, напр. буддизма. Так, по его мнению, сознание – это электричество, понятие ци – это химич. элемент (юаньсу). Тем не менее для того времени мировоззрение К. Ю-в. было прогрессивным, т.к. в основе его взглядов на развитие природы лежало признание эволюции. Будучи материалистом в отношении к природе, К. Ю-в. не смог порвать с идеализмом в отношении к человеку. Отождествляя сознание с электричеством, он приходил к выводу о том, что сознание может существовать самостоятельно так же, как и электричество. К. Ю-в. верил в то, что только сознание может освободить тело от страданий. Проповедуя всеобщую любовь и братство, он в то же время отрицал революц. борьбу, считая, что прогресса можно достичь путем постепенных реформ.
К. Ю-в. написал много произведений, важнейшими из к-рых являются "Исследования поддельных классических книг Синьской школы" ("Синь сюэ вэй цзин као"), "Исследование учения Конфуция о реформе государственного строя" ("Кун-цзы гай чжи као") и "Книга о великом соединении" ("Да тун шу"). В произв. "Синь сюэ вэй цзин као" К. Ю-в. доказывает истинность учения Конфуция и резко критикует более поздние произведения: "Чжоу-ли", "И ли", "Цзо чжуань" и др., называя их подделками под Конфуция. В работе "Кун цзы гай чжи као" доказывается необходимость проведения реформ с указанием на то, что это путь, завещанный Конфуцием. Гл. произведение К. Ю-в. – "Да тун шу".
Оно представляет собой важную веху в развитии в Китае идей утопич. социализма. К. Ю-в. описывает общество "Великого единения" (датун), в основе к-рого лежат осн. политич., экономич. и моральные принципы: всеобщая любовь и всеобщее братство, никаких классовых и имуществ. различий, обществ. управление гос-вом, пром-стью и с. х-вом, все принадлежит всем.
Пропагандируя социальные реформы, К. Ю-в. использовал древнее учение о трех стадиях обществ. развития, согласно к-рому общество в своем развитии неизбежно проходит три эры: хаоса, становления мира и всеобщего спокойствия. В интерпретации К. Ю-в., это–переход от смут и междоусобиц к абс. монархии, от абс. монархии к конституционной и далее к обществу "датун". Задача реформаторов, по К. Ю-в., заключалась в установлении конституц. монархии, т.е. в том, чтобы добиться перехода Китая в стадию становления мира. Считая обязательным прохождение стадий развития в строгой последовательности, признавая только реформы, К. Ю-в. стал противником демократич. революц. движения за создание республики, лидером к-рого был Сун Ят-сен, выступил в защиту императора, а после его свержения возглавил движение за реставрацию императорской власти.
Соч.: Чан син сюэ цзи (Зап. ученого), Шанхай, 1898; У-сюй цзоу чао (Доклады 1898 г.), Пекин, 1911; Ли-Юнь-чжу (Комментарий к "Ли-юнь"), Шанхай, 1912.
Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 456–83; Тихвинский С. Л., Китайский утопист Кан Ю-вэй. "Вопр. философии", 1953, No 6; его же, Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959; Сенин Н. Г., Прогрессивные мыслители Китая конца 19 века, М., 1958; Избр. произв. прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–98). [Сост. и общ. ред. Н. Г. Сенина и Ян Хин шуна ], пер. с кит., М., 1961; У Цзэ Кан Ю-вэй юй Лян Ци-чао (Кан Ю-вэй и Лян Ци-чао), Шанхай, 1949; Ли Цзэ-хоу, Кан Ю-вэй Тань Сы-тун сы-сян яньцзю (Взгляды Кан Ю-вэя и Тань Сы-туна), Шанхай, 1958; ?sur M., Kang Ju-wei. The great reformer, "Natural rev.", 1915; Cameron M., The reform movement in China 1898–1912, L., 1931; Franke О., Die staatspolitischen Reformversuche K'ang Ju-wei's und seiner Schule, Hamb., 1935; Bland J. O. P. and Backhouse E., China under the Empress Dowager, Peking, 1939; Thompson L. (transl.). Ta T'ung Shu. The one world philosophy of K'ang Ju-wei, L., 1958.
Ши Цзюнь. КНР.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 980
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
  • “ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • ВРЕМЕНИ СОЗНАНИЕ
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • Дух позитивной философии
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • Конолли реформы
  • НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
  • Пинеля реформы
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
  • вера в теории познания и философии науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь