|
КАН Ю-ВЭЙКАН Ю-ВЭЙ (1858–1927) – кит. политич. деятель и реформатор. Получил хорошее домашнее образование по кит. классич. философии, знакомился с естественными науками Запада по переводным книгам. В конце 19 в. выступил с требованиями социальных реформ бурж.-демократич. характера. В условиях подъема патриотич. движения в Китае К. Ю-в. стал лидером сторонников реформ. Он неоднократно посылал доклады императору Гуан Сюю с предложениями отмены рутинной экзаменац. системы, поощрения науч. открытий, осуществления свободы слова и созыва парламента для осуществления конcтитуц. правления. Император поддержал требования К. Ю-в. и последний получил возможность руководить их практич. осуществлением. Период, когда К. Ю-в. пытался осуществить свои реформы, называют периодом "ста дней реформ". Ожесточенное сопротивление консерваторов привело к поражению реформаторов, а сам К. Ю-в. был вынужден бежать в Гонконг. Несмотря на поражение, движение за реформы сыграло в истории Китая прогрессивную роль, т.к. оно соответствовало интересам нарождающихся бурж. отношений. В основе общественно-политич. воззрений К. Ю-в. лежала философия, представлявшая собой соединение традиц. положений др.-кит. философии, гл. обр. конфуцианства, с данными естеств. наук нового времени. Восприняв традиции древней кит. материалистич. философии, К. Ю-в. признавал объективное существование внешнего мира. Вместе с тем, он часто допускал соединение представлений совр. науки и идей, заимствованных из др.-кит. философии, напр. буддизма. Так, по его мнению, сознание – это электричество, понятие ци – это химич. элемент (юаньсу). Тем не менее для того времени мировоззрение К. Ю-в. было прогрессивным, т.к. в основе его взглядов на развитие природы лежало признание эволюции. Будучи материалистом в отношении к природе, К. Ю-в. не смог порвать с идеализмом в отношении к человеку. Отождествляя сознание с электричеством, он приходил к выводу о том, что сознание может существовать самостоятельно так же, как и электричество. К. Ю-в. верил в то, что только сознание может освободить тело от страданий. Проповедуя всеобщую любовь и братство, он в то же время отрицал революц. борьбу, считая, что прогресса можно достичь путем постепенных реформ. К. Ю-в. написал много произведений, важнейшими из к-рых являются "Исследования поддельных классических книг Синьской школы" ("Синь сюэ вэй цзин као"), "Исследование учения Конфуция о реформе государственного строя" ("Кун-цзы гай чжи као") и "Книга о великом соединении" ("Да тун шу"). В произв. "Синь сюэ вэй цзин као" К. Ю-в. доказывает истинность учения Конфуция и резко критикует более поздние произведения: "Чжоу-ли", "И ли", "Цзо чжуань" и др., называя их подделками под Конфуция. В работе "Кун цзы гай чжи као" доказывается необходимость проведения реформ с указанием на то, что это путь, завещанный Конфуцием. Гл. произведение К. Ю-в. – "Да тун шу". Оно представляет собой важную веху в развитии в Китае идей утопич. социализма. К. Ю-в. описывает общество "Великого единения" (датун), в основе к-рого лежат осн. политич., экономич. и моральные принципы: всеобщая любовь и всеобщее братство, никаких классовых и имуществ. различий, обществ. управление гос-вом, пром-стью и с. х-вом, все принадлежит всем. Пропагандируя социальные реформы, К. Ю-в. использовал древнее учение о трех стадиях обществ. развития, согласно к-рому общество в своем развитии неизбежно проходит три эры: хаоса, становления мира и всеобщего спокойствия. В интерпретации К. Ю-в., это–переход от смут и междоусобиц к абс. монархии, от абс. монархии к конституционной и далее к обществу "датун". Задача реформаторов, по К. Ю-в., заключалась в установлении конституц. монархии, т.е. в том, чтобы добиться перехода Китая в стадию становления мира. Считая обязательным прохождение стадий развития в строгой последовательности, признавая только реформы, К. Ю-в. стал противником демократич. революц. движения за создание республики, лидером к-рого был Сун Ят-сен, выступил в защиту императора, а после его свержения возглавил движение за реставрацию императорской власти. Соч.: Чан син сюэ цзи (Зап. ученого), Шанхай, 1898; У-сюй цзоу чао (Доклады 1898 г.), Пекин, 1911; Ли-Юнь-чжу (Комментарий к "Ли-юнь"), Шанхай, 1912. Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 456–83; Тихвинский С. Л., Китайский утопист Кан Ю-вэй. "Вопр. философии", 1953, No 6; его же, Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959; Сенин Н. Г., Прогрессивные мыслители Китая конца 19 века, М., 1958; Избр. произв. прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–98). [Сост. и общ. ред. Н. Г. Сенина и Ян Хин шуна ], пер. с кит., М., 1961; У Цзэ Кан Ю-вэй юй Лян Ци-чао (Кан Ю-вэй и Лян Ци-чао), Шанхай, 1949; Ли Цзэ-хоу, Кан Ю-вэй Тань Сы-тун сы-сян яньцзю (Взгляды Кан Ю-вэя и Тань Сы-туна), Шанхай, 1958; ?sur M., Kang Ju-wei. The great reformer, "Natural rev.", 1915; Cameron M., The reform movement in China 1898–1912, L., 1931; Franke О., Die staatspolitischen Reformversuche K'ang Ju-wei's und seiner Schule, Hamb., 1935; Bland J. O. P. and Backhouse E., China under the Empress Dowager, Peking, 1939; Thompson L. (transl.). Ta T'ung Shu. The one world philosophy of K'ang Ju-wei, L., 1958. Ши Цзюнь. КНР. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|