|
ИЕРУЗАЛЕМИЕРУЗАЛЕМ Ерусалем (Jerusalem), Вильгельм (11 окт. 1854 – 15 июля 1923) – австр. бурж. философ-идеалист, представитель т.н. критического реализма. В 1891 – доцент, в 1920 – проф. Венского ун-та. Под влиянием Спенсера и Джемса истолковывал человеч. сознание и познание с т. зр. биологич. закономерностей. Целый ряд положений теории познания И. сближает его с Махом и Авенариусом. Стремление к познанию И. выводил из инстинкта самосохранения, превзошедшего в своем развитии требования непосредств. сохранения жизни. Согласно И., философия в своих началах идентична науке в том смысле, что, так же как и наука, является результатом "индивидуалистич. тенденции развития". Однако, утверждает И., последующее их развитие отнюдь не одинаково: философия обращена "во внутрь", ее предмет – человек и его "жизнь" (это понятие И. определял идеалистически). Философия, по И., в отличие от науки, опирается не только на мышление, но и на чувство и "хотение"; задача ее – придать индивиду и гос-вам "волевые цели". И. пытался примирить науку с религией (см. "Критический идеализм и чистая логика"– "Der kritische Idealismus und die reine Logik", 1905). Подобные воззрения дали основание Ленину назвать И. "реакционнейшим кантианцем" (см. Соч., т. 14, с. 83). Соч.: Der Krieg im Lichte der Gesellschaftslehre, Stuttg., 1915; Einfuhrung in die Soziologie, W.–Lpz., [1926]; в рус. пер.: Введение в философию, [4 изд., М., 1914]; Учебник психологии, 3 изд., М., 1917. Лит.: Eckstein W., W. Jerusalem, W.–Lpz., 1935. А. Мысливченко. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ИЕРУЗАЛЕМ ИЕРУЗАЛЕМ, Ерусалем (Jerusalem) Вильгельм (11 октября 1854, Држениц — 15 июля 1923, Вена) — австрийский философ, представитель “критического реализма”. С 1891 — доцент, с 1920 — профессор Венского университета. Выступал против феноменализма и априоризма. Под влиянием Спенсера Иерузалем истолковывал процесс познания, исходя из биогенетических предпосылок. Вслед за Э. Махом выводил стремление к познанию из инстинкта самосохранения, развившегося намного больше, чем это необходимо для непосредственного сохранения жизни. Философия обращена “во внутрь”, ее предмет — человек и его “жизнь”. Ее задача — выдвигать перед индивидом и государством “волевые цели”. В области социологии Иерузалем исходил из того, что человеческие группы (общества) не сводятся к сумме индивидов, из которых они состоят, а представляют собой нечто большее, “сверхиндивидуальное”. Все социальные образования имеют двойную функцию: они вне нас и в то же время внутри нас. Общая тенденция социального развития ведет к универсализму и космополитизму. Соч.: Der kritische Idealismus und die reine Logik. W.—Lpz., 1905; Der Krieg im Lichte der Gesellschaftslehre. Stuttg., 1915; Einfuhrung in die Soziologie. W.—Lpz., 1926; Введение в философию, 4-е изд. М., 1914; Учебник психологии, 3-е изд. М., 1917. Лит.: Eckslein W. W. Jerusalem, sein Leben und sein Wirken. W.—Lpz., 1935. А. Г. Мысливченко Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|