|
ДХАММАПАДАДХАММАПАДА [на яз. пали; перевод названия Д. допускает ряд толкований: "Стезя добродетели (закона)", "Стопы закона", "Основы религии", "Изречения о законе (способе) жизни" и др. ] – памятник раннего буддизма, содержащий изречения религ.-этич. характера. Входит в качестве самостоятельной части в буддийский канон – "Типитаку" и помещается обычно в пятой части "Суттапитаки". Вероятная дата создания Д. – 3–1 вв. до н.э. Д. состоит из 423 стихотворных сутр, разделенных на 26 глав (о глупцах, о мудрецах, о зле, о себе, о мире, о счастье, о любви, о гневе, о законе, о желании, о пути, о нищих, о брахманах и т.п.). Д. является одним из осн. источников для изучения морально-этич. учений раннего буддизма. Особое место занимают разделы, в к-рых говорится о страдании и о его причинах. Гл. причины страданий заключаются в преходящности всего сущего, в тщетности человеч. желаний и страстей. "Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает: страсти болезненны и мало от них радости" (XIV, 186; рус. пер., "Дхаммапада", М., 1960). Эти рассуждения окрашены глубоким пессимизмом, к-рый, однако, преодолевается настоят. требованиями искать выхода из тьмы к свету.. "Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищете света?" (XI, 146). В качестве средства уничтожения страданий Д. проповедует подавление человеч. желаний, достижение нирваны. "Кто в этом мире побеждает это несчастное, трудно победимое желание, у того исчезают печали, как капли воды с листа лотоса" (XXIV, 336). Достижение такого состояния рассматривается как великая победа человека, к-рую даже боги не могут превратить в поражение (см. VIII, 104 и 105). В Д. неоднократно подчеркивается тщетность метафизич. суемудрия в сравнении с первостепенной задачей практич. избавления от страданий. "...Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она" (I, 5). Все это определяет практич. направленность нек-рых положений Д. Однако в целом идеи памятника носят пассивный, созерцат. характер. Среди многочисл. изданий и переводов Д., начавшихся с труда В. Фаусболя (V. Fausboll, Dhammapadam, 1855), следует отметить: S. Radhakrishnan, The Dhammapada, 1954, Narada Maha Thera, The Dhammapada, 1952. Лит.: The Prakrit Dhammapada, Calcutta, 1921; The Commentary on the Dhammapada, new ed., ed. by H. Smith, L., 1925; Law B. Ch., A history of Pali literature, v. 1, L., 1933; Dhammapada. Pali text in Sanskrit with English translation by C. Kunhan Raja, Madras, 1956; Dhamma – Worte. Hrsg. R. О. Franke, Dusseldorf–Koln, 1957; Raghavan V., The Dhammapada, "Aryan Path", 1957, v. 28, No 2. В. Топоров. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|