ГРИГОР ТАТЕВАЦИ


ГРИГОР ТАТЕВАЦИ
(1346–1409) – арм. философ, педагог и церк.-политич. деятель. Вместе со своим учителем Иоанном Воротнеци Г. Т. представляет Прогрессивное крыло татевской школы философии. Ему принадлежат: "Книга вопрошений", "Краткий анализ учения Давида Непобедимого", "Комментарии к „Введению Порфирия“", "Краткий анализ "Добродетели" Аристотеля" и др. филос. труды, а также богословские произведения.
"Началом всего сущего" Г. Т. считал бога (см. "Воскепорик", Константинополь, 1746, с. 15). Материальный субстрат созданного, согласно Г. Т., состоит из четырех элементов (огонь, воздух, вода, земля). Эти элементы "... в возникновении и уничтожении не иссякаемы, они не умирают и не уничтожаются. Уничтожение одних вещей есть возникновение других... Элементы вечны благодаря этому круговороту" ("Книга вопрошений", 1397, изд. 1729, с. 181). Разграничивая сферы знания и веры, Г. Т. придерживался теории двойственной истины. В теории познания Г. Т. проявились материалистич. тенденции. Он не признавал врожденных знаний и добродетелей: "Душа разумного человека подобна неисписанной доске, вымытому пергаменту: что напишешь на ней, то она и воспримет" ("Книга проповедей", Летний том, с. 454); знания приобретаются человеком посредством жизн. опыта и образования. "Наше знание следует за сущим, ибо сперва существует вещь и лишь затем – наше знание о ней" ("Книга вопрошений", с. 118). Истинность знания определяется соответствием мысли внешнему объекту (там же, с. 8–9). Чувств. восприятие – первоначальное и непременное звено познания. Но для того, чтобы "познавать вещи посредством ощущений, ощущать то, что находится вне нас" (там же, с. 103), необходимо, чтобы органы чувств были здоровы, а предмет, подлежащий восприятию, был ясен. Высшей ступенью познания является разум, к-рый, опираясь на результаты, добытые органами чувств, познает сущность вещи. Вопрос о природе универсалий Г. Т. решал с позиций номинализма. Критикуя ср.-век. реализм, он утверждал, что "индивид является предпочтительным, истинным и первичным сущим" (там же, с. 550). Он обвинял неоплатоника Порфирия в том, что тот извратил аристотелевское положение о соотношении первичной и вторичной сущностей. Единичное, согласно Г. Т., как "истинное бытие" является основой образования "вторичного и бестелесного сущего" в мышлении человека, "ибо род и вид образуются вследствие собирания индивидов, а при упразднении индивидов они упраздняются" ("Краткий анализ учения Давида Непобедимого", Матенадаран, рукопись No 1695, с. 47а). Универсалии суть имена вещей. Разум, абстрагируя от мн. вещей их общие черты, дает вещам наименования, группирует их в роды и виды.
В трактовке души Г. Т. критиковал Платона, считая его "заблуждающимся философом". Согласно Г. Т., душа бессмертна, но не предшествует телу. И тело, и душа возникают одновременно из семенной жидкости. Разумная душа, в отличие от растительной и животной, имеет нематериальную природу, однако она беспомощна без тела, "ибо духовное зависит от телесного; если не действует материальное, то не действует и духовное" ("Книга проповедей", Летний том, с. 115). Г. Т. высказал догадку о роли прямой походки для деятельности разума ("Книга вопрошений", с. 233).
Г. Т. уподоблял общество организму, в к-ром каждый член выполняет строго определенную функцию. Обществ. гармония зависит от правильного взаимодействия всех ее членов. Причиной нарушения этой гармонии Г. Т. считал как еретич. движения, так и непомерную жадность господ. Причина утраты Арменией государственности, подчеркивал Г. Т., не в божеств. предопределении, а в порочной политике арм. феодалов. Монарх не имеет права и не в состоянии решать вопросы, имеющие общенар. значение; субъектом права и сувереном является народ. Хотя Г. Т. понимал под народом совокупность высших сословий, однако в условиях 14 в. выдвигаемая им теория сильно отличалась от ср.-век. теологич. концепций и являлась прогрессивным шагом в истории арм. философии эпохи феодализма. Философия Г. Т. способствовала разложению ср.-век. схоластики.
Лит.: Аревшатян С. С., Философские взгляды Григора Татеваци, Ереван, 1957; его же, Григор Татеваци – армянский философ-номиналист, "Вопр. философии", 1957, No 4; Чалоян В. К., История армянской философии, Ереван, 1959, с. 258–69.
ГРИГОР ТАТЕВАЦИ
С. Аревшатян. Ереван.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 948
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КНИГА ЗНАНИЯ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОРИЯ ПСИХОТЕРАПИИ (КРАТКИЙ ОЧЕРК)
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ОРГАНЫ ЧУВСТВ
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • ПРИЧИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • СУЩНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ЭЛЕМЕНТЫ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?
  • вера в теории познания и философии науки
  • органы чувств
  • универсалии в западноевропейской философии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь