ГОРЬКИЙ


ГОРЬКИЙ
Максим (псевдоним А л е к с е я М а к с и м о в и ч а П е ш к о в а) [16 (28) марта 1868 – 18 июня 1936] – великий русский писатель, основоположник лит-ры социалистического реализма. Замечательный художник слова, Г. в то же время был литературоведом, публицистом, мыслителем, внесшим свой вклад в развитие марксистско-ленинской эстетики, этики и философии культуры. Художеств. творчество Г. отличается огромной филос. насыщенностью. Нек-рые его произведения посвящены философской проблематике (поэмы "Девушка и Смерть", 1892, изд. 1917, "Человек", 1904, рассказ "Читатель", 1898, и др.); изображение идеологич. борьбы эпохи, филос. дискуссий, эволюции различных мировоззрений составляет одну из наиболее существенных сторон романа "Жизнь Клима Самгина" (1927–36). В статьях (а также в письмах) Г. органически сочетаются философские, эстетические, социально-этические, политические и историко- литературные проблемы.
В годы юности Г. знакомился с произведениями русских революц. демократов (Чернышевского, Добролюбова, Писарева), народников (Лаврова, Михайловского). К этому времени относится и первое знакомство Г. с марксистской научной лит-рой (Маркс, Энгельс, Плеханов). Критически относясь к народничеству, как и к "легальному марксизму" (Струве и др.), Г., однако, не сразу утвердился на позициях науч. социализма. Это произошло на рубеже 19 и 20 вв., в период развертывания революц. движения в России, когда Г. сблизился с социал-демократич. партией и солидаризировался с направлением ленинской "Искры".
Уже в 90-х гг. в поле зрения Г. была античная философия, классич. нем. философия 19 в., философия франц. Просвещения, совр. течения бурж. мысли. То посредством "художественной полемики", то в статьях и письмах Г. вел борьбу против провозвестника империалистич. Философии – Ницше, атаковал входившие в моду "евангелие индивидуализма" Штирнера, "космический пессимизм" Шопенгауэра и Э. Гартмана, "исторический пессимизм" Шпенглера и его последователей, иррационализм прагматистов, Бергсона, Лебона и др. Утверждая безграничные возможности человеч. разума, Г. восставал против проявлений агностицизма, скепсиса, субъективного идеализма. Столь же энергично Г. с начала 20 в. выступал против реакционеров богоискателей (Мережковского, Бердяева, Розанова и др.), пытавшихся возрождать религ. идеализм, мистику.
Вместе с тем в развитии Г. были моменты, когда он отклонялся от этих осн. позиций. После поражения революции, в 1907–09 он сблизился с группой Богданова, испытал нек-рое влияние его "эмпириомонизма", что сказалось, напр., на нек-рых теоретич. формулировках и оценках отд. писателей в курсе лекций по рус. лит-ре, читанном Г. в "каприйской школе". Серьезной ошибкой Г. в эти годы было увлечение так наз. богостроительством, к-рое наложило печать на "Исповедь" (1908), культ "Человека" принимает здесь религ. окраску; народ становится "богом" новой религии и в то же время "богостроителем". Суровая критика, к-рой Ленин подверг богостроительство как утонченную, "обновленную" религию, враждебную делу пролетариата, способствовала преодолению этих заблуждений Г. Большие политич. ошибки, допущенные Г. в 1917–18, отразились и на его филос. суждениях этого времени, содержащихся в нек-рых статьях и письмах. Советы Ленина, само дальнейшее развитие революции помогли Г. активно включиться в строительство социалистич. культуры, преодолеть ошибки и стать строителем и певцом советского строя и социалистич. культуры.
Складывавшиеся десятилетиями эстетич. воззрения Г. нашли наиболее полное выражение в период 1926–1936, когда Г. – теоретик непосредственно выступал как мудрый наставник советских писателей. Издавна Г. утверждал идею народности передового искусства (от статьи "Разрушение личности" [1909] до доклада на 1-м съезде советских писателей 1934 и статей 30-х гг.), величайшее значение труда в развитии эстетич. чувства и художеств. творчества, оплодотворяющую роль фольклора. Особую силу и своеобразие рус. лит-ры, к-рую он считал самой демократич. и свободолюбивой в мире, Г. усматривал в ее глубокой народности. Он призывал советских писателей сознательно и последовательно нести на службу народу свое иск-во, насыщать его передовыми идеями эпохи, создавать лит-ру, проникнутую большевистской идейностью и непрерывно связанную с героич. борьбой народа за социализм. В своих размышлениях о социалистическом реализме Г. подчеркивал особо действенный характер советского иск-ва, присущий ему пафос преобразования жизни, устремления в будущее, пафос раскрепощенного труда, к-рый в социалистич. обществе обретает свою творч. природу и ведет к расцвету культуры. Гл. задачу советского писателя Г. видел в изображении формирующегося нового человека. Отстаивая огромное значение художеств. наследия прошлого для социалистич. реализма, Г. в то же время стремился раскрывать новаторство и отличие социалистич. реализма от реализма прошлого. Гл. направлением в лит-ре конца 18 – нач. 20 вв. Г, считал именно критич. реализм.
Вместе с тем Г. энергично подчеркивал ценность "активного" романтизма, к-рый противопоставлялся им романтизму "пассивному"; он защищал правомерность героико-романтич. начала в иск-ве социалистич. реализма.
Принципы реалистич. эстетики Г. развивал в борьбе с декадентством и натурализмом. Рассматривая художеств. творчество как "человековедение", Г. всегда выступал против "разобществления" человека и антигуманизма – симптомов упадочного иск-ва. Г. утверждалась неразрывная связь эстетики и этики. Всесторонняя критика индивидуализма, развенчание либерально-филантропич., "пассивного" гуманизма, христианского псевдогуманизма, религ. морали – такова основная этич. проблематика, разрешавшаяся писателем. Г. развивал идеи активного революц. гуманизма, борьбы за освобождение человечества от цепей всякой эксплуатации, за построение коммунистич. общества.
Глубокими и значительными являются положения Г., относящиеся к области философии культуры. Г. опровергал клеветнические утверждения реакц. бурж. философов (Ренана, Ницше, участников сборника "Вехи" и др.) о мнимой враждебности нар. масс по отношению к культуре. В своих трудах Г. показал величайшую роль нар. масс в творчестве культуры, в создании великих образов, ставших источником бессмертных произведений иск-ва. Критикуя вульгарно-социологич. взгляды, он доказывал, что роль буржуазии в создании духовных ценностей нередко преувеличивается, что капитализм, по существу, враждебен культурному творчеству, что созидание подлинной культуры, имеющей непреходящее, общечеловеч. значение, невозможно в отрыве от народа, что духовные богатства народа-творца способны наиболее полно раскрыться в условиях социалистич. общества.
Соч.: Собр. соч. в 30 томах, М., 1949–1955; История: русской литературы, М., 1939 (Архив А. М. Горького, т. 1); Несобранные литературно-критические статьи, М., 1941; Повести, воспоминания, публицистика, статьи о литературе, М., 1951 (Архив А. М. Горького, т. 3); В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы, М., 1958.
Лит.: Балика Д., Горький над страницами философских книг, "Новый мир", 1938, август; Пиксанов Н. К., Горький учится, в его кн.: О классиках, ? , [1933]; его же, Горький и наука, М.–Л., 1948, Михайловский Б. В., А. М. Горький и философия культуры, "Уч. зап. МГУ", 1946, вып. 110. Тр. кафедры рус. лит-ры, кн. 1; Михайловский Б. В. и Белкина Н. П., Борьба Горького с империалистической реакцией и упадочной культурой Запада, в кн.: Горьковские чтения, М.–Л., 1949; Балухатый С. Д., А. М. Горький и культура, "Вестн. АН СССР", 1938, No 2–3; Ермилов В. В., О гуманизме Горького, М., 1941; Мясников А. С., Горький, М., 1953; Бялик Б. ?., ?. Горький – критик, в кн.: История русской критики, т. 2, М.–Л., 1958; Воробьев В. ?., ?. ?. Горький о специфике литературы и проблеме типического, Львов, 1958.
Б. Михайловский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    бедный, бедолажный, бедственный, бездольный, безотрадный, безрадостный, безрассветный, бессчастный, брыдкий, горевой, горек, горемычный, горестный, горчайший, горше полыни, горький как полынь, горьковатый, горьконький, горькохонький, горючий, грустный, едкий, жалистый, жалкий, жалобный, жалостливый, жалостный, злополучный, злосчастный, кручинный, многострадальный, мучительный, невеселый, нелегкий, неприятный, нерадостный, несладкий, несчастливый, несчастный, неутешительный, нижний новгород, обидный, опечаленный, панихидный, печальный, плачевный, плохой, понурый, похоронный, прискорбный, прогорклый, сильногорький, скорбный, скорбящий, слабогорький, смурной, сокрушенный, тоскливый, траурный, трудный, тяжелый, тяжкий, черный, щемящий


Антонимы:
  • сладкий
  • ,
  • радостный


Просмотров: 905
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Горький
  • Горький
  • знание-как и знание-что
  • ЗОНА КУЛЬТУРЫ
  • ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРЫ
  • КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
  • КУЛЬТУРЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ДИФФУЗИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ИНТЕГРАЦИЯ
  • КУЛЬТУРЫ КРИТИКА
  • КУЛЬТУРЫ МОРФОЛОГИЯ
  • КУЛЬТУРЫ МОРФОЛОГИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ПСИХОЛОГИЯ
  • КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЫ
  • КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЯ
  • КУЛЬТУРЫ СТАДИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ТРАНСМИССИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ФИЛОСОФИЯ
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • От наукоучения — к логике культуры. Два философских...
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
  • ступень культуры
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь