“ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”


“ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
    “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?” (^Que es fdosofia?) - работа X. Ортеги-и-Гассета. Опубликована в 1957 на основе курса лекций, прочитанных в 1929. Первоначально лекции публиковались в испанской газете “El Sol” и в аргентинской “La Nacion”. Ортега начал читать курс в Мадридском университете, после его закрытия в связи с забастовкой студенчества продолжил чтение в театре, что стало событием в интеллектуальной жизни Испании.
    Ортега видел задачу в том, чтобы сделать новый по сравнению с рационализмом Нового времени (Ортега называет его идеализмом) шаг в понимании природы философии. “Преодоление идеализма — это огромная интеллектуальная задача, высокая историческая миссия нашей эпохи” (здесь и далее цит. по: Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991, с. 150). Но превзойти — значит наследовать, сохранить и внести свое. Поскольку сущность философии заключена в идее бытия, для Ортеги именно “пересмотр идеи бытия означает коренной пересмотр философии” (с. 152). Высоко оценивая идеи рационалистической философии, открывшей “первичную реальность сознания, субъективности”, обнаружившей новую форму реальности — бытие мышления и тем поднявшей философию на новый уровень, он вместе с тем отмечает два момента. Во-первых, в понимании Декарта бытие остается субстанциональным. Субъект, Я — это мыслящая, но вещь, свойством и проявлением которой является мышление. Тем самым Декарт, в понимании Ортеги, открывает новый философский мир и одновременно уничтожает его. Во-вторых, “ошибка идеализма состояла в том, что он превратился в субъективизм, в подчеркивание зависимости вешей... от моей субъективности” (с. 159); в итоге само Я, мыслящий субъект, поглотив внешний мир, оказалось заточенным в своей субъективности.
    Ортега считал необходимым внести поправки в сам исходный момент философии: исходной данностью Универсума является не существование мышления и я, мыслящего, а неразрывность моего существования с миром, когда я отдаю себе отчет о мире, занимаюсь этим миром. В этом случае сознание, Я выходит из заточения в мир, но сохраняет свою интимность, субъективность, и т. о. преодолевается субъективизм.
    Эта исходная данность есть “моя жизнь”, которую Ортега определяет как “огромное явление, предшествующее всей биологии, всей науке, всей культуре” (с. 162), как “то, что мы делаем, и то, что с нами происходит”, как проблему, которую мы должны решать, выбирая из многих возможностей. Он считает, что обнаружение “жизни” как исходной данности дает начало новой идее бытия, новой онтологии. “Моя жизнь” — это “нуждающееся бытие”, поскольку это не только Я — субъект, но и мир: жить — это “находиться перед миром, с миром, внутри мира, быть погруженным в его движение, в его проблемы” (с. 170). Существовавшую до сих пор философскую теорию Ортега определяет как “абстракцию подлинной реальности философии” (с. 183), которая интересовалась вещами, какими они являются, когда я перестаю жить ими. На деле же философствование есть особая форма жизни. “Бытие философии есть то, что создает философ, есть философствование” (там же). Это не абстрактная философская теория, а “теоретизирование как жизненное явление и жизненное действие” (с. 161), средство уяснения человеком своей связи с миром. Жизнь требует от человека-философа полного, целостного представления о мире в его единстве, целостной истины, а не частичной истины науки (см. Рациовитализм). Объектом философии становится “универсум или все имеющееся”, т. е. то, что заранее не очерчено, так что допускается и непознаваемость объекта. Поэтому Ортега определяет проблему философии как абсолютную проблему. Философия рассматривается им также как “наука без предпосылок” (с. 100), она автономна, в ее основание не может быть положена ни одна истина, считающаяся доказанной “вне данной системы”. Философ должен отказаться от общепринятьи верований, “все философские допущения добывать собственными средствами” (с. 101). Ортега подчеркивает драматизм и интеллектуальный героизм, отвагу в постановке проблем в философской деятельности. Рус. пер.: 1991.
    А. Б. Зыкова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2000
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • вера в теории познания и философии науки
  • знание-как и знание-что
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • ОРТЕГА И ГАССЕТ
  • Ортега-и-Аламино, Хайме Лукас
  • ОРТЕГА-И-ГАСЕТ
  • ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
  • ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
  • ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Роблес Ортега, Франсиско
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СУЩНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь