Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
ГИЛЬОМ из ШампоГИЛЬОМ из Шампо (Гильом де Ш а н п о; Guillaume de Champeaux) (p. ок. 1068 – ум. 1121) – франц. философ и богослов, епископ шалонский (с 1113), наиболее крайний представитель реализма – реакц. идеалистич. направления в ранней схоластике, основатель сен-викторской школы. Друг Бернара Клервоского и противник Абеляра, по соч. к-рого "История моих бедствий" (см. рус. пер. 1959) можно судить о взглядах Г. (произведения к-рого не сохранились). Учение Г. утверждало абс. реальность универсалий как субстанции, полностью пребывающей во всех индивидах данного рода, к-рые различаются только по своим акциденциям. После возражений Абеляра, обвинявшего Г. в том, что его учение неизбежно ведет к пантеистич. выводам, Г. был вынужден, оставаясь на идеалистич. позициях, внести поправку в свою теорию и выработал учение о неразличимости (или "безразличии" – индиференции). "И это свое учение, – передавал Абеляр, – он исправил таким образом, что, наконец, сказал: одна вещь является тождественной [с другой] не по сущности, а в силу безразличия" ("История моих бедствий", М., 1959, с. 14). Т. о., Г. считал, что общее присутствует в равной мере, одинаково (и в этом смысле – неразличимо) в каждом из индивидов данного рода. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской философии, М., 1957, с. 35–36; Сидорова ?. ?., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1940, с. 426–27, 430; Виндельбанд [В.], История древней философии, пер. [с нем.], СПБ, 1893 (см. Указатель); Mechaud E., Guillaume de Champeau et les ecoles de Paris au 12-eme siecle, P., 1868; Uberweg F. Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 2, 11 Aufl., В., 1928. П. Галанза. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ГИЛЬОМ из Шампо ГИЛЬОМ из Шампо (Guiilaume de Champeau, Willelmus Campellensis) (ок. 1070, Шампо, департамент Сена и Марна—1121, Клерво)— логик, ритор, богослов. Ученик мистика-антидиалектика Манеголда из Лаутенбахи, богослова Ансельма Ланского и Росцелина; друг Бернарда Клервоского; учитель, затем противник Абеляра. В начале 12 в.—архидиакон Парижа, магистр кафедральной школы, к которому стекаются студенты всех “наций”, в т. ч. славяне; с 1108 после разрыва с Абеляром ведет богословскую школу при основанном им Сен-Викторском аббатстве каноников-августинцев; с 1113—епископ Шалон-сюрМарн, В главном споре своего времени учил, что универсалии существуют до вещей (ante rem) и воплощаются в индивидах, составляя их общую сущность: Петр и Павел тождественны в качестве разумных и смертных, нумерическое различие между ними акцидентально. В споре с Абеляром, указывавшим на абсурд пребывания одной и той же универсалии в разных индивидах, Гильом смягчил крайности своего реализма: человечность не тождественна (non est eadern) в Петре и Павле, поскольку они разные люди, но и не различна (ср. учение Николая Кузанского о “неином”). В малоизученных из-за интерференции Абеляра “Сентенциях” и “Вопросах” Гильома наметился стиль зрелой схоластики (“обычно спрашивают... на это следует ответить... но кто-то возразит... решение вопроса таково...”). Аргументируя, Гильом допускает “воздержное пользование разумом” и отдает предпочтение авторитету. При разбросе тем (“О происхождении души”, “О существе зла”, “О различии добродетелей”, “О супружестве”) Гильом стремится к синтезу знания. Школа Гильома и Ансельма Ланского, чьи имена в средневековых источниках часто стоят рядом, — “колыбель систематики схоластической теологии” (М. Грабман). Соч.: Sententiae vel Quaestiones XLVIl.—Lefevre G. Les variations de Guillaume de Champeaux et la question des universaux: Etude suivie de documents originaux. Lille, 1898; в рус. пер.: Диалог между Иудеем и Философом о католической вере.—“Человек”, 1998, № 3-5. Лит.; Абеляр История моих бедствий. М., 1959; Michaud E. Guillaume de Charnpeau et les ecoles de Paris au 12 siecle. P., 1867; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2. В., 1957, S. 136-168. S. Я. Бибихин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|