|
ВОЛЬФ ХристианВОЛЬФ Христиан (Wolf, Wolff), (24 января 1679 – 9 апреля 1754) – нем. философ, популяризатор и систематизатор идеалистич. философии Лейбница. Проф. философии в Галле (1706–23), Марбурге, где в числе его слушателей был М. В. Ломоносов (1736–39), и снова в Галле (с 1740). В. был сторонником просвещ. абсолютизма, защищал в умеренной форме исходные положения теории естественного права, отстаивал абстрактные гуманистич. идеалы. Свою философию В. рассматривал как средство достижения "всеобщего блаженства людей", а ее главную задачу видел в выяснении первичной основы существования всех творений ("Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка" – "Logika, oder Vernunftige Gedanken von den Kraften des menschlichen Verstandes", 1712, рус. пер., СПБ, 1765), к-рую он находил в боге – "самостоятельном существе", обладающем абсолютным могуществом и разумом. Природу В. считал произведением бога ("Разумные мысли о боге, мире и душе человека, а также о всех вещах вообще" – "Vernunftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen uberhaupt", 1720). В. стремился разработать всеобъемлющую систему знания. Положив в ее основу указанный теологич. принцип и формальные критерии достоверности различных истин, он считал, что физика изучает тела – "простые субстанции" (phaenomena substantiata), движение и пространств. отношения к-рых объясняются механич. причинностью; пневматология изучает деятельность духов ("Разумные мысли о действиях природы" – "Physica", Tl 1 – "Vernunftige Gedanken von Wirkung der Natur", 1723), математика – величины вещей, этика, естеств. право и политика – волю как свойство души ("Философия морали, или Этика" – "Philosophie moralis, sive Ethica", pt l–5, 1750–53; "Политика, или Разумные мысли об общественной жизни людей" – "Politik, oder Vernunftige Gedanken von dem gesellschaftlichen Leben des Menschen", 1721). Всеобщей связью всех духовных и телесных сущностей и ее основанием занимается философия, к-рую В. называл мировой мудростью ("Первая философия, или Онтология" – "Philosophia prima, sive Ontologia", 1730). В. дал толчок разработке эстетики (в частности, его учеником А. Баумгартеном), сведя прекрасное к рассудочному самонаблюдению чувств. восприятий. Психологию В. делил на эмпирическую и рациональную. Первая рассматривает душу со стороны ее связи с телом ("Эмпирическая психология" – "Psychologie empirica", 1732); вторая же занимается неизменной, бессмертной душой ("Рациональная психология" – "Psychologie rationalis", 1734). Соединение тела и души В. объяснял "непонятным чудом", сводя психич. явления к особым способностям души. Выхолащивая диалектич. элементы философии Лейбница и объясняя всеобщую связь и гармонию подчинением каждой вещи внешней, идущей от бога цели, т.е. придерживаясь принципов метафизики, телеологии, В. крайне формализовал все логич. понятия, отрицая противоречия в вещах и в мысли ("Рациональная философия, или Логика" – "Philosophia rationalis, sive Logica", 1728), за что его высмеивал и критиковал Ф. Энгельс (см. "Диалектика природы", 1955, с. 7, 24, 174). Наряду с рационалистич. методом демонстрации как достоверным путем познания истины В. отстаивал значение индукции, опытного знания в конкретных науках. Т.о., геометрически изложенная система В. была эклектична и, по существу, дуалистична: "естественная теология", тесно переплетаясь с телеологией, сочеталась в системе В. (особенно в физике) с рядом принципов механич. материализма. В. сыграл значит. роль в распространении естеств.-научных знаний (математики, физики, химии, ботаники, агрономии и т.д. ) в 18 в. Составляя свои сочинения и лекции не только на латинском, но и на нем. яз., В. основал большую филос. школу, идеи к-рой в 18 в. проникли также и в Россию. Соч.: Eigene Lebensbeschreibung, Lpz., 1841; Briefwechsel zwischen Leibniz und Ch. Wolff, Halle, 1860; Волфиянская экспериментальная физика. С немецкого подлинника на латинском языке сокращенная, с которого на российский язык перевел Михайло Ломоносов, 2 изд., СПБ, 1760. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, с. 615; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, М., 1955, с. 112; т. 2, М., 1955, с. 73; Шпет Г. Г., История, как проблема логики, ч. 1. М., 1916; ?iсh1еr Н., Uber С h. Wolffs Ontologie, Lpz., 1910; Baumann J., Wolffsche Begriffsbestimmungen, Lpz., 1910; Utitz E., Ch. Wolff, Halle, 1929; Frauendienst W., Ch. Wolff als Staatsdenker, В., 1927; Joesten К., Ch. Wolffs Grundlegung der praktischen Philosophie, Lpz., 1931; Campo M., Ch. Wolff e il razionalismo precritico, Milano, 1939; Wundt M., Ch. Wolff und die deutsche Aufklarung, [Stuttgart–В., 1941]; Muh1pfоrdt G., Christian Wolff, ein Enzyklopadist der deutschen Aufklarung, в кн.: Jahrbuch fur Geschichte der deutschslawischen Beziehungen..., Bd 1, Halle (Saale), 1956; Schoffler H., Deutsches Geistesleben zwischen Reformation und Aufklarung, 2 Aufl., Frankf./M., [1956]. Б. Раббот. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|