КОНФУЦИЙ


КОНФУЦИЙ
(латинизир. форма кит. Кун Фу-цзы), имя Кун Цю, прозвище Чжунни (551—479 до н.э.) — др.-кит. философ, основатель конфуцианства. К. происходил из знатного, но обедневшего рода аристократов-чиновников. Его отец прославился воинской доблестью, мужеством и физической силой; в момент бракосочетания отцу было 66 лет, матери около 20 лет, вследствие чего их союз был назван «незаконным сожитием». Спустя два года после рождения К. умер отец. В 16 лет К. остался и без матери.
От природы К. обладал крепким здоровьем и хорошими умственными задатками. В возрасте 15 лет он занялся самообразованием в надежде впоследствии сделать служебную карьеру. Путь к ней лежал через освоение шести искусств: знание ритуалов, понимание музыки, стрельба из лука, управление колесницей, умение считать и писать. По словам самого К., владея многими способностями, он в молодости оставался на положении худородного и занимался «презренными делами»: был управляющим складами, надсмотрщиком над стадами и только в 26 лет поступил на службу, заняв мелкую должность помощника при совершающем жертвоприношения в кумирне царства Лу.
В возрасте 30 лет К. приступил к педагогической деятельности, открыв первую в истории Китая частную школу. Основной упор в ней делался на преподавании четырех дисциплин: «культуры» (письменная классика), «поведения» (этика), «преданности» (политика) и «доверия» (психология). Условия приема и обучения давали всем равные возможности и предполагали «обучение вне зависимости от рода» за минимальную плату — «связку сушеного мяса». Вместе с многочисленными учениками К. побывал в царствах Ци, Вэй, Сун, Чэнь в надежде найти правителя, готового принять его на службу и претворить на практике его идеи. В возрасте 51 года К. получил в своем царстве пост главы столичного города и некоторое время исполнял обязанности первого советника. Однако спустя четыре года из-за интриг и в знак протеста против небрежного отношения двора к государственным делам покинул родное царство Лу. В течение 13 лет К. с той же целью и так же безуспешно, как и раньше, путешествовал по многочисленным царствам Поднебесной, неустанно беседуя с правителями и сановниками.
Остаток жизни К. провел на родине, занимаясь школьным обучением, детализацией своего учения, составлением, редактированием и комментированием таких письменных памятников, как «Шу цзин» («Книга истории»), «Ши цзин» («Книга стихов»), «Чунь цю» («Вёсны и осени»), «И цзин» («Книга перемен»), «Юэ цзин» («Книга о музыке»), «Ли цзи» («Записи о ритуалах»). Этапы своей жизни и филос. становления К. отобразил в следующих словах: «В 15 летя устремился к учебе. В 30 лет стал самостоятельным. В 40 лет освободился от сомнений. В 50 лет познал веление Неба. В 60 лет стал проникновенен слухом. С 70 лет следую желаниям сердца и не нарушаю правил».
К. — основатель филос. школы (жу цзя) и филос. учения (жу цзяо), букв. школы и учения ученых-интеллектуалов. Первым из др.-кит. мыслителей дал определение и имя философии — хао сюэ (любовь к учебе, любовь к мудрости) и первым назвал себя философом — хао сюэ (любящим учение, любящим мудрость). В период правления династии Хань (3 в. до н.э. — 3 в. н.э.) учение К., обогащенное идеями легизма и даосизма, было возведено в ранг официальной идеологии и вплоть до 20 в. продолжало оказывать определяющее влияние на все стороны жизни страны. По роли, которую К. сыграл в развитии кит. культуры и цивилизации, он получил статус духовного вождя Поднебесной, сопряженный с культом религиозного поклонения. В КНР проводятся ежегодные международные конференции, посвященные К. и историческим судьбам конфуцианства, созданы кит. и международные конфуцианские центры, ассоциации и фонды, в 1985 в КНР открыт НИИ К., с 1986 издается жур. «Исследования Конфуция».

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


КОНФУЦИЙ
        Кун Цю, Кун Чжунни [551, Цэоу в царстве Лу (совр. г. Цюйфу впров. Шаньдун),— 479 до н. э., там же], в литературе чаще всего именуется К у н - ц з ы — учитель Кун, др.-кит. философ, основатель конфуцианства. Род. в обедневшей семье аристократов-чиновников и военных. 22 лет начал обучать, прославившись как самый знаменитый педагог Китая. В школе К. преподавались четыре дисциплины: мораль, язык, политика и лит-pa, излагаемые на основе книг «Шицзин», «Шуцзин», «Лицзи», «Юэцзин» (см. Конфуцианство). В 50 лет К. начал свою политич. деятельность, став высоким сановником в Лу. Уйдя со службы вследствие интриг, в течение 13 лет путешествовал по другим кит. государствам, не найдя, однако, в них применения своим идеям. В 484 вернулся в Лу и, помимо преподавания, занимался собиранием, редактированием и распространением «Шуцзина», «Шицзина», «Ицзина», «Юэцзина» u «Лицзи», а также первой в истории Китая погодичной хроники «Чуньцю» («шесть классич. книг», по Чжуан-цэы; см. также Тринадцатикнижие). Гл. источником сведений об учении К. является «Лунь юй» («Беседы и суждения») — записи высказываний и бесед К., сделанные его учениками и их последователями. К. похоронен на кладбище, специально отведённом для него, его потомков, ближайших учеников и последователей; его дом был превращён в храм К., ставший местом паломничества.
        Характерной чертой учения К. является антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру («Не ведая ещё, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?»; «Не умея служить людям, как можно служить духам?»), хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей силой в мире, а жертвоприношения предкам — важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания — проблемы человека, его умств. и нравств. облика. К. первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа — не но происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравств. качеств и культуры,— который прежде всего должен обладать жэнь — гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь — справедливость, верность, искренность и т.д. Особое место занимала концепция сяо — сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще; К. считал сяо основой жэнь и др. добродетелей и самым эффективным методом управления страной (ибо страна — это большая семья). Наконец, К. придавал большое значение юе — музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли-этикету, т. е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения К. о чётком иерар-хич. разделении обязанностей в обществе была концепция чжэн мин — выпрямления (исправления) имён, т. е. приведения вещей в соответствие с их названием; ряд положений К. имел ясно выраженный классовый и консервативный характер, что способствовало в будущем превращению конфуцианства в гос. доктрину. Идеи К. сыграли огромную роль в последующей истории Китая и наложили свой отпечаток на все стороны жизни страны, а сам он стал объектом поклонения, не свободного от элементов религ. культа.
        см. к ст. Конфуцианство.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


КОНФУЦИЙ
(Кун Фуцзы)
(род. 552, Куоли, около Чоу, государство Лу, ныне провинция Шаньдун – ум. 479 до Р. X., там же) – кит. философ, историк и государственный деятель, основатель кит. государственной религии – конфуцианства, – которая представляет собой философию морали, облеченную в религиозную форму; в 1503 был причислен государством к лику святых. Конфуций не выступал с собственным учением, но собрал, прокомментировал и пересказал пять классических произв. Древнего Китая. Несомненно, ему принадлежат лишь комментарии к Книге Весны и Осени, истории государства Лу. Кроме того, приписываемые ему молвой соч. "Великое учение» и «Учение о середине» также лишь пересказаны им. Их осн. содержание составляют пять простых и великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей: 1) мудрость, 2) гуманность, 3) верность, 4) почитание старших, 5) мужество, – которые в определенной мере и определенных границах должны быть признаны; практически это означает добросовестность и глубокое уважение к себе и другим, на что действительно способны, конечно, лишь избранные и полноценные люди; в то же время простое нагромождение законов не может быть признано. «Исправление имен» должно теоретически помогать практическому самопознанию, для того чтобы могло возникнуть общественное устройство, основанное на разуме и дающее индивиду возможность не только заниматься самоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение в действиях для всех. Конфуцианство в 1 в, до Р. X. стало государственным учением, в 9 в. после Р. X. оно окончательно одержало верх над буддизмом, в 11 в. – над даосизмом, особенно благодаря значительному развитию неоконфуцианства в эпоху Сун.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


КОНФУЦИЙ
(Кун-цзы, Кун Цю, Кун Ф у - ц з ы, второе имя – Ч ж у н - н и) (551–479 до н.э.) – кит. мыслитель, политич. деятель и педагог эпохи Чуньцю, создатель оригинального этико-политич. учения. Он оказал большое влияние на развитие общественно-политич. и филос. мысли в Китае. К. родился в царстве Лу (на территории совр. провинции Шаньдун) в знатной, но обедневшей семье. Согласно традиционной версии о жизни К., ему приписывается авторство "Летописи" ("Чуньцю"), десяти комментариев, или т.н. "десяти крыльев", входящих в состав "Книги перемен" ("И цзин"), обработка "Книги песен" ("Ши цзин") и ряда других произведений древнейшей лит-ры. Большинство таких утверждений не выдерживает критич. проверки. Основным источником наших знаний о К. является книга "Беседы и суждения" ("Лунь юй"). Большинство исследователей признают "Лунь юй" наиболее аутентичным текстом для изучения взглядов К. Однако несомненно, что "Лунь юй" не свободен от более поздних интерполяций. Текст "Лунь юя" представляет запись изречений и бесед К. со своими ближайшими учениками и последователями.
По натурфилос. вопросам К. воспринял и развил представления предшествующей эпохи о небе и небесном велении как сознательно действующей высшей силе, определяющей действия и поступки людей, их обществ. положение. "Для жизни и смерти существует судьба, богатство и знатность зависят от неба". Моральные нормы также идут от неба. Вместе с тем К. считал, что небо является частью природы, естеств. явлением, к-рое вступает в определенные отношения с др. компонентами многообразного мира.
Центральным понятием учения К. является жэнь (гуманность) – не только источник, из которого вытекают этико-политич. положения учения К., но и конечная цель нравственного самоусовершенствования. Жэнь выступает как закон, как совокупность этич. и социальных взаимоотношений людей. На вопрос о назначении жэнь К. ответил: "Чего не желаешь себе, того не делай людям" ("Лунь юй", 12, 2). Не менее важное место в учении К. занимает понятие "ли" (нормы общежития, социальный регламент), являющееся конкретным воплощением высшего этич. закона жэнь, методом его осуществления. Сфера действия этого социального регламента весьма широка: она обнимает всю обществ. жизнь от семьи до гос-ва. Нормы социального регламента действуют различно в зависимости от различий в условиях их применения и от различий социального положения людей. По сути дела, этот социальный регламент основан на нормах, созданных господством аристократии. В высказываниях К. отражена классовая аристократич. направленность его учения. Он решительно противопоставлял "благородных" простолюдинам, к-рые "повсюду со своими детьми за спиной работают, а богатым людям незачем заниматься земледелием" ("Лунь юй", гл. Цзи лу).
Более подчиненная роль в учении К. отводится понятиям "и" – чувство долга, справедливость; "синь" – верность, искренность, и нек-рым другим. Они служат гл. обр. для раскрытия этич. достоинств "благородного мужа". Большое значение К. придавал воспитанию и обучению, сводя их к овладению и постижению этико-политич. норм и требований. Процесс овладения такого рода нормами К. неразрывно связывал со своими представлениями о знании (чжи) и учении (сюэ). К. говорил о четырех категориях людей. К первой относятся те, кто обладает знаниями от рождения, ко второй – кто приобретает знания в учении, к третьей – кто учится, испытывая трудности, и к последней, низшей, категории относится народ, к-рый испытывает трудности и не учится. По мнению К., первую категорию характеризует постоянное стремление к справедливости, а остальных – к выгоде. Высокие моральные качества "благородных" предопределяют их власть над простым народом, удел к-рого – тяжелый физич. труд. "Добродетели благородного мужа – ветер, добродетели простолюдина – трава. Ветер непременно пригибает траву" ("Лунь юй", 12,18). "Благородные" – это "совершенномудрые", знания к-рым даруются небом, поэтому они являются воплощением истинного пути мира. У К. почти отсутствует гносеологич. подход к проблеме знания. Чаще всего он ограничивается высказываниями следующего содержания: "что знаешь, считай знанием, а что не знаешь, считай незнанием". В программе воспитания и обучения К. важное место занимают музыка и поэзия, при помощи к-рых достигается совершенство красоты и добра, слияние индивидуума с обществом. Без поэзии и музыки невозможно усвоение социального регламента.
Гос. власть, учил К., должна пользоваться доверием народа, ибо без этого она не способна к существованию. По его мнению, правители должны наставлять народ личным примером, т.к. порядок и приемы гос. управления, к к-рым прибегают верхи, очень легко влияют на нар. низы. Главное в политич. программе К. – строгое и четкое определение обязанностей каждого члена общества. Каждый должен знать свое место в обществе, государь должен быть государем, подданный – подданным, "...какое же будет тогда государство, если не будет разницы между благородными и простыми людьми?". Мн. принципы К. широко использовались господствующими классами для обоснования своей власти. В процессе развития учение К. становится основой офиц. феод. идеологии, глубокое влияние к-рой прослеживается на протяжении мн. столетий истории Китая (см. Конфуцианство).
Соч.: Сы Шу ген, т.е. Четыре книги с толкованиями. Книга первая, пер. с кит. А. Леонтьев, СПБ, 1780; Джун-Юн, т.е. Закон непреложный (из преданий философа Кун-Дзы), пер. с кит. А. Леонтьев, СПБ, [1784 ]; Летопись Чунь-Цю, СПБ, 1876; Изречения..., в кн.: Попов П. С., Изречения К., учеников его и других лиц, пер. с кит., СПБ, 1910.
Лит.: Зоммер ?., Об основаниях новой кит. философии, "Уч. зап. Казан. ун-та за 1851", 1852, No 2; Корягин К. М., Конфуций. Его жизнь и филос. деятельность, 2 изд., СПБ, 1897; Грубе В., Духовная культура Китая, СПБ, 1912; ?етров ?. ?., Очерк философии Китая, в сб.: Китай, М.–Л., 1940; Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.–Л., 1947; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 1; Ян Юн-го, История древнекит. идеологии, пер. с кит., М., 1957; Александров Г. Ф., История социологич. учений. Древний Восток, М., 1959, гл. 4; Gabelentz G. von der, C. und seine Lehre, Lpz., 1888; Dvorak R., Chinas Religionen, T. 1, Confucius und seine Lehre, Munster, 1895; Stube R., Confucius, Tubingen, 1913; Wilhelm R., Kung-Tse, Leben und Werk, Stuttg., 1925; Brown В., The story of Confucius, his life and sayings, Phil., 1927; Raizuka Shigeki, Konfucius, L., 1956; Shih Сhun, С. and his times, "China Reconstructs", 1957, sept.; Ян Бо-цзюнь, Лунь юй и чжу (Лунь юй с переводом на совр. кит. яз. с комментариями), Шанхай, 1958; Скачков П. Е., Библиография Китая, М., 1960.
?. Быков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


КОНФУЦИЙ
    КОНФУЦИЙ (латинизированная форма кит. Кун Фуцзы — “Учитель Кун”; Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни) (552/ 551, Цзоу в царстве Лу (современный г. Цюйфу провинции Шаньдун) — 479 до н. э., там же) — первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в 11 в. до н. э. династии Инь. Конфуций уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тысяч учеников). Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей — “обучения вне зависимости от рода” обучаемого и предполагала минимальную плату — “связку сушеного мяса”. В 50 лет, “познав небесное предопределение”, Конфуций попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической реализации своей социально-политической теории. В 496 до н. э. он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину. Путешествуя с ближайшими учениками в течение тринадцати лет по другим царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи.
    Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологической работой над каноническими произведениями древности. Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли историко-дидактические и художественные произведения, прежде всего “Шу цзин” и “Ши цзин”. Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающуюся на исторический прецедент, и беллетризированность. Творцами культуры Конфуций считал “святых-совершенномудрых” (шэн) правителей полуреальной, полумифической “древности” (гу), чтопозволило ему трактовать “культурность” (вэнь) и правильное общественное устройство как две стороны одной медали — разные проявления единого “Пути” (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот “Путь” поддерживается учеными-интеллектуалами (в идеале — чиновниками), чье наименование — “жу” — стало обозначением конфуцианцев. При династии Хань во 2 в. до н. э. подобный подход к культуре был высоко оценен государственной властью, конфуцианство получило статус официальной идеологии, а Конфуций — титулатуру, приравнивавшую его к “совершенномудрым” правителям древности (“су ван” — “некоронованный царь” или “подлинный властелин”).
    Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в 5—4 вв. до н. э. и обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике сентенций, диалогов, исторических описаний и бытовых сцен “Лунь юй” (“Суждения и беседы”), содержащем высказывания на разные темы самого Конфуция, его учеников и их последователей. Конфуцию также приписывается авторство философских комментариев, входящих в “Чжоу и”, и первой летописи “Чунь цю” (“Весны и осени”). Конфуций воздерживался от суждений о сверхъестественном, полагая высшей мироуправляюшей силой божественно-натуралистическое “безмолвное” Небо (тянь). Ниспосылаемое им “предопределение” (мин) может и должно быть познано человеком, который только в таком случае способен стать “благородным мужем” (цзюнь цзы), т. е. нормативной личностью, сочетающей в себе идеальные духовноморальные качества и право на высокий социальный статус. Антагонист “благородного мужа” — “маленький (ничтожный) человек” (сяо жэнь), руководствующийся “выгодой”, а не “должной справедливостью” (и), низкопоставленный и привязанный к конкретному делу. С точки зрения кардинальных личностных качеств, т. е. “благодати/добродетели” (дэ), свободный (“безорудийный” — бу ??) “благородный муж” господствует над зашоренным (“орудийным”) “маленьким человеком”, как ветер — над травой. В центре учения Конфуция — человек, осмысляемый в единой социально-этической плоскости, к которой сводятся и экзистенциальные проблемы (“еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?”), и религиозные (“еще не умея служить людям, как суметь служить навям?”), и гносеологические (знание — это “знание людей”). Человеческую “природу” (син) Конфуций, видимо, считал этически нейтральной (“по природе люди близки друг другу, а по привычкам — далеки”). Поэтому для формирования личности необходимо “преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли)”, результатом чего становится торжество “гуманности” (жэнь) в Поднебесной. “Благопристойность” (“внешняя”, ритуализованная этико-социальная норма) и “гуманность” (“внутренняя” морально-психологическая установка на “любовь к людям”) составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг которой концентрируются его основополагающие категории — “благодать/добродетель”, “должная справедливость”, “сыновняя почтительность” (сяо), “верность” (чжун, см. Чжун шу) и др. Этика Конфуция подчинена принципам “срединности” (чжун юн — “золотая середина”, см. “Чжун юн”) и “взаимности” (шу— “золотое правило морали”, см. Чжун шу). Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально-гносеологическую концепцию “выправления имен” (чжэн мин), выдвигающую необходимое для политико-административного управления требование адекватности между номинальным и реальным — “словом и делом” (мин — ши, ср. учение мин цзя). В целом социально-политическая доктрина Конфуция зиждется на приоритете моральных ценностей и норм — этико-ритуальной благопристойности и церемониальной музыки (юэ) — над любыми иными видами регуляции общественной жизни (административно-правовым, утилитарно-экономическим, естественно-природным), которые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами — соответственно легизмом, мо цгя, даосизмом. Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религиозным культом статус культурного героя, духовного вождя нации, “некоронованного царя” и святого мудреца (“таинственного совершенномудрого” — сюань шэн), сохранявшийся за ним в Китае до начала 20 в. Развившийся после падения империи в 1911 негативизм по отношению к Конфуцию как главному символу консерватизма и традиционализма достиг апогея в кампании “критики Линь Бяо и Конфуция”, развернувшейся в КНР в 1960-е гг. Однако в 1980-х га эта тенденция сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к Конфуцию как родоначальнику национальной идеи. В 1985 в КНР был создан Научно-исследовательский институт по изучению Конфуция (Кун-изы япьцзюсо). С 19S6 Китайским фондом Кон
    фуция (Чжунго Кун-цзы цзицзиньхуэй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальный сборник “Исследования Конфуция” (“Кун-цзы яньцзю”, Цзинань).
    Соч.: Ян Шуда (сост.). Лунь юй шу чжэн (“Суждения и беседы” с истолковывающими свидетельствами). Пекин, 1955; Попов П. С. Изречения Конфуция, учеников его и др. лиц. СПб., 1910; Древнекитайская философия, т. 1—2. M., 1972—73; Кобзев А. И. “Великое учение” — конфуцианский катехизис. — В кн.: Историко-философский ежегодник. 1986. M., 1986; Lin Yutang. The Wisdom of Confucius. N. Y, 1943; LeggeJ. The Chinese Classics, v. I. Hong Kong, 1960.
    Лит.: Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982, с. 3—45; Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. М., 1987; Малявин В. В. Конфуций. М., 1992; Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение и судьба. М., 1993; Конфуций. Я верю в древность. М., 1995; Паи Шансы. Кун-цзы сысян тиси (Система идей Конфуция). Шанхай, 1982; КуанЯмин. Кун-цзы пин чжуань (Критическая биография Конфуция). Нанкин, 1990; Кун сюэ чжиши цыдянь (Словарь знаний о Конфуции). Шэньян, 1990; Wilhelm R. Confucius and Confucianism. L., 1931; Creel H. G. Confucius, the Man and the Myth. N. Y, 1949; Fingarette H. Confucius: the Secular as Sacred. N. Y, 1972; Dawson R. Confucius. Oxf., 1981; Hall D. L„ Ames R. T. Thinking through Confucius. N.Y,1987.
    А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    посланник, философ


Просмотров: 1318
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Атри, Сыновья его
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • Его Высокопреосвященство
  • знание-как и знание-что
  • Кит
  • Кит
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • КОНФУЦИЙ
  • конфуций
  • КУН
  • КУН
  • Кун
  • КУН
  • Кун
  • кун
  • Кун
  • КУН Бела
  • Кун Пин-мей, Игнатий
  • КУН Хельмут
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Список кардиналов старше 80 лет на Конклавах 1978 года
  • Список кардиналов старше 80 лет на Конклаве 2005 года
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь