"АРТХАШАСТРА"


"АРТХАШАСТРА"
(санскр., букв. – "наука о пользе", о "практической жизни"; "наука об управлении государством" или "наука политики") – памятник др.-инд. общественно-политич. мысли. Обнаружен инд. ученым Р. Шама-Шастри в начале 20 в. Полный текст издан им в 1909 (Bibliotheca Sanskrita, No 37, Mysore). Первый рус. пер. "А.", подготовленный сов. индологами С. Ольденбургом, Ф. Щербатским, Е. Обер-Миллером, В. Кальяновым, Б. Семичевым и др., опубликован в 1959.
Большинство исследователей считает, что "А." была написана министром имп. Чандрагупты из династии Маурья Каутильей (4 в. до н.э.); нек-рые относят "А." к более позднему времени – вплоть до 4 в. н.э. "А." представляет собой нормативный трактат о правилах и принципах управления государством. Характер содержащихся в "А." данных дает основание считать, что памятник описывает раннефеодальное общество, еще сохранившее остатки рабовладения. "А." содержит ценный материал для характеристики идеологии и филос. мысли того времени. "А." отличается ярко выраженным рационализмом. В отличие от большинства инд. правовых и политич. кодексов, исходящих из определяющей роли религии в жизни общества, "А." отводит религии подчиненное место по сравнению с экономикой и политикой. В "А." говорится, что только материальные блага, ценности (артха) обеспечивают человеч. существование (XV, 180, 1), что материальные блага являются основой религии и чувственных удовольствий (I, 3, 7), что управление государством, политика (данда-нити) "обеспечивает сохранение и благополучие" философии, религии и экономики (I, 1, 4) и что эти три науки корнями своими уходят в политику (I, 2, 5).
"Артхашастра" выделяет философию в качестве самостоятельной отрасли знания. "Философия тем, что исследует при помощи логических доказательств: в учении о трех ведах – праведное и неправедное, в учении о хозяйстве – пользу и вред, в учении о государственном управлении – верную и неверную политику, и исследует при этом сильные и слабые стороны этих наук, приносит пользу людям, укрепляет дух в бедствии и в счастии и дает умение рассуждать, говорить и действовать. Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений" (I, 1, 2). "А." называет лишь три школы в качестве подлинно философских – санкхью, йогу и локаяту, причем йога в "А."имеет вполне практич., далекое от всякой мистики истолкование. Йога в "А." призвана служить не подавлению человеч. страстей вообще, а удержанию их в разумных, не выходящих за общепринятые нормы, границах "золотой середины", разумно сочетая чувств. влечения и страсти (кама) с требованиями религии (дхарма) и приобретения пользы, богатства (артха), причем последнее должно преобладать (отсюда название трактата). Признание материалистич. учения локаяты в качестве подлинной философии вполне согласуется со всем духом "А.".
Лит.: Артхашастра, или Наука политики, пер. с санскр., изд. подгот. В. И. Кальянов, М.–Л., 1959 (имеется библиогр.); Александров Г. Ф., История социологических учений. Древний Восток, М., 1959, с. 497–503.
Н. Аникеев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 3931
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "АРТХАШАСТРА"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ"
  • "НАУКА OБ ИСКУССТВЕ"
  • "НАУКА ЛОГИКИ"
  • "ОБЩЕСТВО БОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ"
  • “АРТХАШАСТРА”
  • “ДВА ИСТОЧНИКА МОРАЛИ И РЕЛИГИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК”
  • «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК»
  • Авраамические религии
  • Амбивалентность Чувств В Учении
  • ВСЕМИРНЫЕ РЕЛИГИИ
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ
  • Наука и социология знания
  • Наука общества
  • Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии
  • Новые Религии
  • ПЕРВОБЫТНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ
  • ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ наука, в частности в католич. теологии,
  • ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
  • ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
  • ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК
  • Энциклопедия философских наук
  • язык религии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь