"НАУКА OБ ИСКУССТВЕ"


"НАУКА OБ ИСКУССТВЕ"
художеств.-теоретич. дисциплина, оформившаяся в нач. 20 в. в Германии (allgemeine Kunstwissenschaft – "всеобщая наука об искусстве"), пытавшаяся объединить в себе методологич. проблемы истории с осн. вопросами формалистически трактованной теории всех видов иск-ва. В качестве "объективной науки", исключающей к.-л. оценочное отношение к иск-ву, "Н. об и." противопоставлялась эстетике как оценочной дисциплине; задача ее виделась в том, чтобы изучать "эстетический объект" как таковой и давать классификацию искусства по "типам" (Дильтей, М. Дессуар), формально-стилистическим категориям с точки зрения способов "художественного видения" (Г. Вёльфлин), видам "мировосприятия" и "художественной воли" (Г. Воррингер и др.). Важнейшими теоретиками этой науки были М. Дессуар и Э. Утиц. Ими было создано об-во эстетики и "всеобщей „Н. об и.“", просуществовавшее до 2-й мировой войны и издававшее в 1906–43 журн. "Zeitschrift fur Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft". Конгрессы об-ва состоялись в 1913, 1924, 1927. В области конкретного исследования историч. периодов и стилей, в освещении проблем структуры художеств. произведений "Н. об и." дала ряд положит. результатов, несмотря на формалистич. и идеалистич. характер ее концепций иск-ва в целом.
После 2-й мировой войны центр деятельности сторонников "Н. об и." переместился в США (Манро, Редер, М. Ризер, Е. Вундт и др.), где издается их орган "Journal of Aesthetics and Art Criticism" (c 1941). В отличие от довоенного нем. варианта "Н. об и.", в к-ром господствовал принцип формально-композиц. и структурного рассмотрения произведений и стилей искусства, послевоенный англо-американский вариант, наряду с "ортодоксальным" формализмом, широко пропагандирует взгляды экзистенциализма, семантиков и др.
Идеи "Н. об и." были широко распространены в бурж. искусствоведении довоенных лет. Особое признание получила идущая от Фидлера и разработанная Г. Вёльфлиным формалистич. теория "видения" и "формотворчества", к-рая нашла своих последователей в литературоведении (О. Вальцель, О. Гейгер и др.) и в музыковедении (В. Гурлитт и др.). В СССР в 20-х гг. делались неудачные попытки создать "социологическую" разновидность "Н. об и." в виде "синтетической" науки, объединяющей историю стилей и теорию всех видов иск-ва.
Лит.: Гильдебранд ?., Проблема формы в изобразит. иск-ве, пер. с нем., М., 1914; Сидоров ?. ?., ?. об и., в сб.: Обществ. науки. 1917–1927, М., 1928; Маца И., "Кризис эстетики" и формалистич. "Н. об и.", в сб.: Вопросы эстетики, вып. 3, М., 1960; Dessoir М., Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft..., Stuttg., 1906; его же, Skeptizismus in der Asthetik, "Z. Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft", 1907, Bd 2, H. 4; Tietze H., Die Methode der Kunstgeschichte, Lpz., 1913; Utitz E., Grundlegung der allgemeinen Kunstwissenschaft, Bd 1–2, Stuttg., 1914–20; Frankl P., Das System der Kunstwissenschaft, Brunn–Lpz., 1938.
И. Маца. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1490
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА"
  • "ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА"
  • "НАУКА ЛОГИКИ"
  • "ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ"
  • "ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ"
  • "ЯСНОЕ, КАК СОЛНЦЕ, СООБЩЕНИЕ..."
  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Gemeinschaft und Gesellschaft
  • Jenseits von Gut und Bose
  • Klages L. Handschrift Und Charakter
  • List der Vernunft
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ”
  • Армейские тесты времен Первой мировой войны (army test, world war I)
  • вера в теории познания и философии науки
  • Дессуар (Dessoir) Макс
  • Дессуар (Dessoir) Макс
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • науки о природе и науки о культуре
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • Науковедение как точная наука
  • объект науки
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Риторика в истории науки
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь