НОВИКОВ Николай Иванович


НОВИКОВ Николай Иванович
(род. 1744 – ум. 1818)
рус. просветитель, социальный мыслитель, журналист, издатель. Верил в сотворение мира Богом и в бессмертие души. В центре его философских воззрений были проблема человека и нравственные вопросы. Каждый человек, по Новикову, должен прежде всего содействовать благу сограждан, отечества, тем самым утверждая свое человеческое достоинство. Путь же к его совершенствованию, к высшей нравственности лежит через знание; невежество – причина всех человеческих бедствий и заблуждений. Пытался вести активную просветительскую деятельность в тогдашней крепостнической России, печатая разного рода журналы, а в них публикуя переводы трудов Вольтера, Дидро, Монтескье, Руссо и др. франц. просветителей. Как и у них, его идеалом была просвещенная монархия, не допускающая «рабского состояния» людей и заботящаяся о «приращении» художеств и наук. Несмотря на весьма умеренный характер его просветительства, с ним расправились крайне жестоко, заключив без суда в Шлиссельбургскую крепость.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


НОВИКОВ Николай Иванович
(27 апр. 1744 – 31 июля 1818) – рус. писатель-просветитель, журналист, книгоиздатель. Род. в дворянской семье. Учился в гимназии при Моск. ун-те (1755–60). В 1767–68 работал одним из секретарей комиссии по составлению проекта Нового уложения. Издававшиеся Н. сатирич. журн. "Трутень" (1769–70), "Пустомеля" (1770), "Живописец" (1772–73), "Кошелек" (1774) составили целую эпоху в развитии рус. лит-ры и обществ. мысли. В них он нападал на крепостников, бичевал их паразитич. образ жизни, высмеивал придворную знать, царский суд, нередко полемизировал с Екатериной II. Н. высказывался за облегчение участи крепостных крестьян и их просвещение, выступал за установление разумного гос. строя во главе с "философом на троне", за создание нормальных условий для развития личности, науки, иск-ва. Им изданы также "Опыт историч. словаря о российских писателях" (1772) и памятник рус. истории – "Древняя Российская Вивлиофика" (1773–75). В 1775 Н. вступил в масонскую ложу "Астрея", где думал найти возможность для осуществления своих просветит. замыслов. Однако масонство, явившееся серьезным препятствием на пути распространения просветит. идей, не оправдало его надежд. Участие Н. в масонском движении наложило известный отпечаток на его нравств.-этич. идеалы: из его произведений исчезают антикрепостнич. мотивы, уступая место мистическим настроениям. Переехав в 1779 в Москву, он арендует университетскую типографию и издает журналы "Утренний свет" (1777–80), "Моск. ежемесячное издание" (1781), "Городская и деревенская б-ка" (1782–86), "Вечерняя заря" (1782), "Покоящийся трудолюбец" (1784–85), "Прибавление к „Моск. ведомостям“" (1783–84), "Детское чтение для сердца и разума" (1785–89), "Экономич. магазин" (1780–89), "Магазин натуральной истории, физики и химии" (1788–90) и др. В этих изданиях преобладающее место занимает филос. и этич. проблематика. В них были опубликованы переводы ряда соч. зап.-европ. мыслителей (Ф. Бэкона, Локка, Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье, Лессинга, Юнга, Паскаля и др.), а также произведения Шекспира, Мольера, Бомарше, многочисл. труды по естествознанию.
Филос. воззрения Н. облечены в деистич. форму. Он не отрицал бога как первопричины мира, хотя исключал последующее его вмешательство в земные дела. В трактовке вопроса о душе человека Н. склонялся к признанию ее бессмертия. Гл. отличие человека от животных Н. видел в том, что человек наделен разумом, благодаря к-рому он понимает, что создан не для "скотских сладостей", а для добродетели, нравств. и разумного совершенствования. Поэтому гл. задачей философии Н. считал нравоучение. Из философов, занимавшихся проблемами нравственности, на первое место он выдвигал Сократа, Эпикура, Платона, Зенона, Бэкона, Гроция, Паскаля (у последнего он особо выделял "Письма к провинциалу" и "Мысль"). Гл. задачу воспитания Н. видел в том, чтобы "... образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами" (Избр. соч., 1951, с. 422), привить им скромность, любовь к труду, к родине, уважение к личности.
Прогрессивная просветит. деятельность Н. вызывала ярость у крепостников, и в 1792 по указанию Екатерины II она была грубо пресечена, а сам Н. без суда и следствия заточен в Шлиссельбургскую крепость; все его издательские предприятия были разгромлены. Освобожден в 1796.
Соч.: Избр. пед. соч., М., 1959; Н. И. Новиков и его современники. Избр. соч., М., 1961.
Лит.: Билевич Н., Н. И. Новиков, М., 1848; Сухомлинов М., Н. И. Н., автор историч. словаря о рус. писателях, [СПБ, 1865 ]; Лонгинов M., H. и моск. мартинисты, М., 1867; Незеленов А. И., Н. И. Н., издатель журналов 1769–1785 гг., СПБ, 1875; Усова С. Е., Н. И. Н., его жизнь и обществ. деятельность, СПБ, 1892; Сакулин П. Н., Н. И. Новиков, [М. ], 1894; ?рифильев ?. П., Н. И. Н. как педагог, X., 1896; ?рмилов В. Е., Гордость века (Н. И. Новиков), 2 изд., М., 1912; Покровский В. И., Н. И. Н. Его жизнь и сочинения. Сб. историко-лит. ст., М., 1913; Боголюбов В., Н. И. Н. и его время, М., 1916; Хирьяков А., Нар. заступники – Радищев и Н., П., 1917; Вернадский Г. В., Н. И. Новиков, П., 1918; Веселовский Ю. ?., ?. И. ?. (Жизнь и деятельность), 2 изд., М., [1918 ]; Бергман Г. В., Новиков (1744–1818), М., 1919; Семенников В. П., Книгоиздательская деятельность Н. И. Н. и типографич. компании, П., 1921; Светлов Л. Б., Издательская деятельность Н. И. Н., [М. ], 1946; Сатирич. журналы Н. И. Н., М.–Л., 1951; Макогоненко Г., ?. ?. и рус. просвещение XVIII в., М.–Л., 1952.
И. Щипанов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


НОВИКОВ Николай Иванович
    НОВИКОВ Николай Иванович [27 апреля (8 мая) 1744, имение Тихвинское-Авдотьино Бронницкого у. Московской губ.— 31 июля (12 августа) 1818, там же] — писатель, журналист, мыслитель-гуманист. Дворянин. Получил незаконченное образование в гимназии при Моск. универ-те. С 1762 служил в гвардейском Измайловском полку. В 1768—69 — секретарь Комиссии по составлению проекта нового Утожения. Новиков — издатель сатирических журналов “Трутень” (1769—70), “Живописец” (1772—73), “Кошелек” (1774) острой социальной направленности, объединенных идеей внесословного равенства людей. Поняв ограниченность возможностей подцензурной сатирической печати, пришел к выводу о том, что путь к общественному благу лежит через нравственное воспитание и просвещение отдельной личности. Просветительские цели преследовали такие издания, как “Опыт исторического словаря о российских писателях” (1772), “Древняя Российская Вивлиотика, или Собрание разных древних сочинений” (10 частей за 1773—75 и 20 частей за 1788—91 во 2-м изд.), “Повествователь древностей российских, или Собрание разных достопамятных записок, служащих к пользе истории и географии российских” (1776), журнал “Санкт-петербургские Ученые Ведомости” (1777), которые проводили гуманистические и патриотические идеи Новикова. В 1775 вступил в масонскую ложу барона Рейхеля, где “все было обращено на нравственность и самопознание”. Масонское учение оказалось ближе мировоззрению Новикова, чем философия Просвещения. Приняв основную идею масонства — необходимость нравственного самосовершенствования, продолжил поиски “истинного” масонства, философии, которая бы раскрыла ему смысл жизни и мироздания. Именно в лоне масонства развивал гуманистическое учение о человеке добродетельном, разумном, стремящемся к подобию Божию. В журнале “Утренний свет” (1777—80) с религиозно-нравственных позиций рассматривались пути самопознания и богопознания (также и мистического), обосновывалось положение о достоинстве личности, критиковались вольтерьянство и просветительская философия. В 1779 переехал в Москву и арендовал типографию университета, где развернул активную книгоиздательскую деятельность. В 1780 возглавил ложу “Гармония”, членов которой (И. П. Тургенева, А. М. Кутузова, ?. ?. Трубецкого, М. М. Хераскова, И. Е. Шварца и др.) объединяла идея нравственного самосовершенствования и стремление к просветительной деятельности. В “Московском издании” (1781) пытался соединить светское и религиозное направления журналистики и философии. В 1783 вошел в состав тайного розенкрейцерского братства, где нашел искомое “истинное” масонство, а именно путь достижения истинного знания о Боге, натуре и человеке через нравственное совершенствование. Поглощенный этической стороной учения, остался в стороне от внешней обрядовой церемонии ордена и “практических” работ по изучению природы. В богословско-мистическом журнале “Вечерняя заря” (1782—83) продолжил тему масонской этики и мистического богопознания. Неразрывные в понимании Новикова просвещение и добродетель приближают человека к его подлиннику — Творцу, но при этом вера и разум не противоречат, а дополняют друг друга. Взаимодополняемость и равноправность веры и разума, чувственного и сверхчувственного, науки и Св. Писания заявлены в последнем журнале “Покоящийся трудолюбец” (1784—85), где Новиков, стремившийся к цельному мировоззрению, воплотил свое гуманистическое видение человека в единстве рационального и мистического, разума и откровения. Там же, оставаясь теистом, признал наличие рационального в философии Просвещения, но последнее слово оставлял за верой. В 1792 арестован и помещен в Шлиссельбургскую крепость. Освобожден Павлом I в 1796. Последние годы провел в родовом имении, сохранив прежние убеждения и привязанность к средневековым мистикам, при этом скептически воспринимал новое влияние протестантских богословов-мистиков Эккарстгаузена и Юнга Штиллинга, которые считали, что внутреннее возрождение человека и соответственно торжество божественной благодати в мире наступит вне усилий воли самого человека.
    Соч.: Избр. соч. М.—Л., 1951; Избр. педагогические соч. М., 1959; Избр. соч.— В кн.: Н. И. Новиков и его современники. М., 1961; Смеющийся Демокрит. М., 1985. Лит.: Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867; Вернадский Г. Н. И. Новиков. Пг., 1918; Макагоненко Г. П. Н. Новиков и русское просвещение XV11I в. М.—Л., 1951; ДербовЛ. А. Общественно-политические и исторические взгляды Н. И. Новикова. Архив: РГАЛИ, ф. 1270.
    И. Ф. Худушина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 3401
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • Жинкин Николай Иванович
  • Жинкин Николай Иванович
  • КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
  • КАСТРО РУС
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • НОВИКОВ
  • НОВИКОВ Михаил Иванович
  • НОВИКОВ Петр Сергеевич
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь