|
ПАТРИЦИПАТРИЦИ (Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Kepco,— февраль 1597, Рим), итал. гуманист и философ, представитель неоплатонизма эпохи Возрождения. Преподавал философию в университетах Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). В основном соч. «Новая философия универсума» («Nova de Universis philosophia», 1591) развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевлённой органич. целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органич. связи и «родственности» всех вещей — свет, излучаемый божеств. всеединством и пронизывающий весь мир. В «Поэтике» («Delia poetica», v. l—2, 1582, новое изд. 1969) П. в противовес аристотелевской концепции поэзии как подражания развил представление о художнике-творце; состояние творчества описывается как одержимость «божеств. безумием» — вдохновением. Автор трактатов по риторике, историографии, полемич. соч. против аристотеликов и др. L'amorosa filosotia, Firenze, 1963; Lettere et opuscoli inediti, Firenze, 1975. Горфункель А.Х., Гуманизм и натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977; Crespi L. ?., La vita e le opere di F. Patricio, Mil., 1941; Kristeller P. p., Eight philosophers of the Italian Renaissance, Stanford (Calif.), 1964. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ПАТРИЦИ (Patrizi), Франческо (1529–97) – итал. натурфилософ. Род. в Далмации, преподавал платоновскую философию в Ферраре, в последние годы своей жизни – в Риме. Неоплатоновский в своей основе пантеизм П. развивал в натуралистич. духе. Если в неоплатонизме материя и природа рассматривалась как порождение сверхъестеств. божеств. эманации, как нечто совершенно неразумное и абсолютно злое, то у П. как одного из представителей бурж. идеологии жизнерадостного Возрождения они выступали как полное и живое выражение божества. П. одновременно с Бруно пантеистически растворял бесконечного бога в природе, учил о бесконечности последней. П. усвоил диалектич. т. зр. неоплатонизма, согласно к-рой все существующее представляет собой единство бытия и небытия, божеств. света и материальной темы – осн. космич. противоположностей. Однако пантеистически сближая бога и природу, П. стал рассматривать свет не как гл. проявление сверхъестеств. божеств. силы, а как гл. начало оживления и одушевления природы, разделяя общую для натурфилософов своей эпохи органистически-гилозоистич. истолкование ее. Понимание бытия П. оказало значит. влияние на воззрения Кампанеллы. Соч.: Della historia diece dialoghi, Venetia, 1560; Della retorica dieci dialoghi, Venetia, 1562; Discussionum peripateticarum, 2 ed., Basel, 1581; Della poetica, Ferrara, 1586; La citta felice (утопич. соч.), в кн.: Utopisti e riformatori sociali del cinquecento, a cura di С. Curcio, Bologna, 1941. Лит.: Fiorentino F., Bernardino Telesio, v. 1–2, Firenze, 1872–74; Donazzolo P., F. Patrizio di Cherso в серии: Atti e memorie della Societa istriana di archeologia e storia patria, 1912, v. 28, p. 1–147; Crосе B., Problemi di estetica, 2 ed., Bari, 1923; Сrespi L. ?., La vita e le opere di F. Patricio, Milano, 1931; Сassirer E., Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance, В.–Lpz., 1927; Аrсari P. M., Il pensiero politico di F. Patrizio da Cherso, Roma, 1935; Вriсkman В., An introduction to F. Patrizi's "Nova de universis philosophia", N. Y., 1941; Saitta G., Il pensiero italiano nell' umanesimo e nel rinascimento, v. 2, Bologna, 1950, p. 521–67; Firpo L., Filosofia italiana e controriforma, "Riv. Filos.", 1950, v. 41, p. 150–73; Menapace Вrisсa L., La retorica di F. Patrizio e del platonico antiaristotelismo, "Aevum", 1952, anno 26, fasc. 5, p. 434–61; Gregory T., L'"Apologia ad censuram" di F. Patrizi, "Rinascimento", 1953, anno 4, No 1, p. 89–102. В. Соколов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ПАТРИЦИ ПАТРИЦИ (Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Кресе вДалмации — февраль 1597, Рим) — итальянский натурфилософплатоник эпохи Возрождения. Происходил из знатной хорватской семьи. С детства много путешествовал, изучал в Падуе и Ингольштадте богословие и медицину, занимался книготорговым делом, издавая в т. ч. описания неведомых стран. С 1570 — придворный философ герцога Феррарского и профессор платонической философии, позже перебрался в Рим, где ему покровительствовал пала Климент VII, его бывший ученик. Литературное наследие разнопланово: комментарии к лирике Петрарки, переводы сочинений Прокла и Иоанна Филопона, трактаты и диалоги о политике, поэтике, истории, военном искусстве, а также собственно философские труды “Перипатетические дискуссии” (1572 и 1581), “Новая философия Вселенной” (Nova de univeisis philosophia, 1591) и неоконченный диалог “Любовная философия”. Подобно своему современнику Пьеру деля Раме, Патрици выступил против безоговорочного признания авторитета Аристотеля в философии. Доказывая нерасторжимую связь всех вещей, он приходил к пантеистическому выводу о тождестве Бога (в качестве Всеединого) и мира. Соответственно, догмату о творении мира во времени “из ничего” Патрици предпочел неоплатоническую теорию эманации, объяснявшую и бесконечность мира, и его одушевленность в целом и во всех частях. В развиваемой Патрици метафизике света свет выступает как эманация, он все поддерживает, соединяет и различает. Всеединство Вселенной, первоначало, единое, благо, Бог тождественны; Бог повсюду и нигде. Бесконечная Вселенная включает в себя бестелесный божественный свет, переходящий в свет физического мира, все тела которого состоят из пространства, света, тепла и потока. Поток тождествен непрерывно изменчивой и движущейся материи, которая есть причина формы. Мир — откровение вечного божественного духа. В основе этики Патрици лежит учение о “филавтии”, любви к самому себе, свойственной, как доказывал философ, всем сущностям и даже самому Богу. Соч.: De rerum natura. Ferrara, 1587; L'amorosa filosofia. Firenze, 1963; в рус. пер.; Любовная философия.— В кн.: Эстетика Ренессанса, т. I. М., 1981,с.377—413; Поэтика. Декада спора.—Там же, т. U.M., 1981, с. 123-171. Лит.: Горфункель А. X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Brickman В. An introduction to Francesco Patrizi's “Nova de universis philisophia”. N.Y, 1941. О. Ф. Кудрявцев Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|