«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА»


«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА»
        (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние бурж. культуры с сер. 20 в. В понятии «М.к.»-.нашли отражение существ. сдвиги в механизме бурж,культуры: развитие средств массовой коммуникации - радио, кино, телевидения, гигантские тиражи газет иллюстрированных журналов, дешёвых «кар-манных» книг, грампластинок; индустриально-ком-мерч.тип производства и распределения стандартизирован-вых, духовных благ; относит. демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи. В условиях гос.монополистич. капитализма использование средств массовой коммуникации преобразует культуру в отрасль экономики, превращая её в «М. к.». Через систему массовой коммуникации «М. к.» охватывает подавляющее большинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеч. существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологич. ориентации до форм и ритуалов интимных отношений; претендует на охват и подчинение культуры всего мира, его культурную «колонизацию».
        Серийная продукция «М. к.» обладает рядом специ-фич. признаков: примитивность характеристики отношений между людьми, низведение социальных, классовых конфликтов к сюжетно занимат. столкновениям «хороших» и «плохих» людей, чья цель — достижение личного счастья любой ценой; развлекательность, забавность, сентиментальность комиксов, ходовых книжножурнальных публикаций, коммерч. кино с натуралистич. смакованием насилия и секса; ориентированность на подсознание, инстинкты — жажда обладания, чувство собственности, нац. и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности и вместе с тем культ посредственности, условность, примитивная символика. Эти признаки присущи бурж. культуре с начала общего кризиса капитализма, но их концентрация в массовой продукции духовных благ образует новое качество, позволяющее относить понятие «М. к.» именно к новейшему времени.
        «М. к.» утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления. Для «М. к.» характерно возникновение и ускоренное развитие особого проф. аппарата, задачей которого является использование содержания потребляемых благ, техники их производства и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и гос. аппарата, искажения и заглушения протеста.
        Аппарат «М. к.» объединяет исследовательскую, проектную и. организационнокоммерч. деятельность специалистов высшей квалификации. Социально-психологич. исследования поставляют монополиям данные о колебаниях предпочтений и антипатий у различных категорий потребителей, об эффективности используемых приёмов обработки массового сознания.
        Осмысление «М. к.» в бурж. философии было начато книгами Шпенглера, Ортега-иГасета, Адорно, связавшими «М. к.» с концепцией «массового общества», предвещавшими крах «высшей» культуры в столкновении с «массой», «толпой». С 50-х гг. 20 в. преобладает критич. анализ «М. к.» с позиций традиц. бурж. либерального гуманизма (Фромм, Рисмен, Э. ван ден Хаг, Маркузе, Э. Морен), когда «М. к.» однозначно интерпретируется как предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетения личности. Преувеличивая роль технич. средств массовой коммуникации, критики «М. к.» рассматривают её вне связи с бурж. характером культуры и одновременно игнорируют важные особенности «М. к.». Несомненно, что через систему массовой коммуникации миллионы людей получают известную возможность ознакомиться с обществ. событиями, с произведениями подлинной литературы, искусства, достижениями науки. Эта особенность служит почвой для возникновения апологетич. концепций, оправдывающих дифференциацию культурной продукции и утверждающих, что «М. к.» соответствует запросам массового потребителя (Парсонс идр.). «М. к.», изображаемая как чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое,— гл. герой множества антиутопий, книг-кошмаров, книг-предостережений в зап. литературе: Оруэлл, О. Хаксли, Р. Брэдбери, Р. Шекли и др.
        Борьба с «М. к.» стала одной из важных задач в программах и практике прогрессивных, демократич. сил в капиталистич. странах.
        «M.. K.» — иллюзии и действительность, М., 1975; К а р-цевa ?.?., «М. к.» в США и проблема личности, М., 1974; ее ж е, Kur или Торжество пошлости, М., 1977; Кукар-н и н А. В., Бурж. М. к., М., 1978; P а й н о в Б., М. к., пер. с б.олг., М., 1979; M o r i n E., L'esprit du temps, P., 1962; Culture for the millions?, ed. by N. Jacobs, Boston, 1964; Mass culture. The popular arts in America, ed. by B. Rosenberg and D. M. White, N. Y.— L., 1966; G a s t у A., Mass media and mass man, N. Y., 1968; Mass culture revisited, Boston, 1971; Gans H. J., Popular culture and high culture. An analysis and evaluation of taste, N. Y., 1974.
        В. Л. Глазычев.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


Просмотров: 1240
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • gender stereotypes in mass media
  • gender-based political culture
  • ЗОНА КУЛЬТУРЫ
  • ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРЫ
  • КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
  • Культур-шок (culture shock)
  • Культура и психотерапия (culture and psychotherapy)
  • Культурно свободные тесты (culture fair tests)
  • Культуроспецифичные расстройства (culture-bound disorders)
  • КУЛЬТУРЫ ДИФФУЗИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ИНТЕГРАЦИЯ
  • КУЛЬТУРЫ КРИТИКА
  • КУЛЬТУРЫ МОРФОЛОГИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ПЕРЕЖИТОК
  • КУЛЬТУРЫ ПСИХОЛОГИЯ
  • КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЫ
  • КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЯ
  • КУЛЬТУРЫ СТАДИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ТРАНСМИССИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ФИЛОСОФИЯ
  • МАССОВОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕОРИИ
  • ОБЩЕСТВА МАССОВОГО ТЕОРИИ
  • СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • ступень культуры
  • ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь