|
ДИЭРЕЗАДИЭРЕЗА (от греч. — отдаление, разделение, расчленение, различение), один из технич. методов платоновской диалектики, позволяющий отличать отд. виды один от другого («Софист» 253 d—е), выделять вид и давать ему определение путём дихотомического расчленения рода («Политик» 262 b—е); противоположен методу возведения к единой идее разрозненного во множестве единичных вещей («Федр» 205 d—е). Наиболее яркие образцы использования Д. у Платона — в диалогах «Софист» и «Политик». Напр., софистич. искусство определяется так: творческое искусство — божественное и человеческое — создающее вещи и их отображения — реальные и призрачные — посредством орудий и подражания — умелого и мнимого — наивного и притворного — перед толпой (ораторское искусство) и отд. человеком (софистика). Отсюда определение софистики: «творческое человеческое искусство, создающее призрачные отображения посредством мнимого, причем притворного подражания перед отд. человеком» («Софист» 267 а — 268 с). Аристотель считал, что Д. полезна только для определения существа (??) данной вещи, которое невозможно без знания всех существ. свойств вещи, взятых в определ. последовательности («Вторая Аналитика» 96b—97b). Метод Д. вошёл в учебники платоновской философии в среднем платонизме (Альбин) и неоплатонизме («Анонимные пролегомены к платоновской философии»). Знаменитое «древо» Порфирия построено на основе диэре-тич. метода (см. Дихотомическое деление), В этике термин «Д.» применял Эпиктет. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДИЭРЕЗА ДИЭРЕЗА (от греч. ?????????— отделение, разделение, расчленение, различение)—один из технических методов платоновской диалектики, позволяющий отличать отдельные виды один от другого (“Софист” 253 d—e), выделять вид и давать ему определение путем дихотомического членения рода (“Политик” 262 b—e); противоположен методу возведения (????????) к единой идее разрозненного во множестве единичных вещей (“Федр” 265 d—e). Наиболее яркие образцы использования диэрезы у Платона—в диалогах “Софист” и “Политик”. Напр., софистическое искусство определяется так: творческое искусство подразделяется на божественное и человеческое, человеческое—на создающее вещи и их отображения, отображения — на реальные и призрачные, призрачные—на создаваемые посредством орудий и посредством подражания, подражание—на умелое и мнимое, мнимое—на наивное и притворное, притворное—перед толпой (ораторское искусство) и отдельным человеком (софистическое искусство). Отсюда определение софистики: “творческое человеческое искусство, создающее призрачные отображения посредством мнимого, причем притворного подражания перед отдельным человеком” (“Софист” 267 а—268с). Аристотель считал, что диэреза полезна только для определения существа (??) данной вещи, которое невозможно дать без знания всех существенных свойств вещи, взятых в определенной последовательности (“Вторая Аналитика” 96 b — 97 b). Метод диэрезы вошел в учебники платоновской философии в среднем платонизме (Альбин) и неоплатонизме (“Анонимные пролегомены к платоновской философии”). Знаменитое “древо” Порфирия построено на основе метода диэрезы (см.. Дихотомия). В этике термин “диэреза” применял Эпикгет. Лит.: Fragstein A. von. Die Diairesis bei Aristoteles. Arnst., 1967. Ю. А. Шичалин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|