|
ГХОШГХОШ Ауробиндо (15.8.1872, Калькутта, — 5.12.1950, Пондишери), инд. религ. философ. Как Рамакришна и Вивекананда, Г. видел выход из кризиса совр. человечества и особенно Индии в обращении к духовно-религ. наследию древней Индии. Истолковывая его, он соединял его, с одной стороны, с инд. философией 19 в., с другой— с определ. идеями европ. культуры. Пытаясь создать некую общечеловеч. религ.-филос. систему, примиряющую Запад и Восток, Г. старался «избежать их недостатков: материализма Запада и спиритуализма ? отрешенности от реальности Востока». Филос. основой этой системы явилась реформированная Г. веданта («интегральная веданта»): особенностью её является отрицание иллюзорности мира и понимание майи как реальной силы (шакти) брахмана, благодаря которой он обладает способностью самопроявления. Промежуточным звеном между абс. реальностью (брахманом) и эмпирич. миром является «супраментальное сознание», в котором первонач. единство брахмана дифференцируется в «духовное многообразие». В результате отчуждения этого многообразия от своего источника возникает мир, цель развития которо-го — возвращение к своему источнику, возможное только посредством совместного освобождения всего человечества. Привести к этой цели может лишь интегральная йога, посвящение всей деятельности реализации божеств. начала путём использования религ., этич., эстетич. и др. имиульсов человека в их совокупности. Суть этого пути — отказ от эгоистич. устремлений и служение обществу. Т. о., Г. старался переориентировать традиц. религ. практику, обратив её интересы с потустороннего на посюстороннее, найти «духовный смысл в этой посюсторонности». В последний период жизни Г. большое внимание уделял оккультной психологии, явлениям «сверхсознания» и т. п. Последователи его учения имеются в Индии, а также в Европе и Америке. The ideal of human unity, Pondicherry, 19502; Evolution, Pondicherry, 1950s; Conversations of the dead, Pondicherry, 1951; The doctrine of the passive resistance, Pondicherry, 19522; Bases of Joga, Pondicherry, 195577; The life divine, Pondicherry, 1955; The foundations of Indian culture, Pondicherry, 1959. Бродов В.В., Интегральная веданта Ауробиндо Г., в сб.: Обществ.-политич. и филос. мысль Индии, М., 1962; M i t-ra S. K., Sri Aurobindo and indian freedom, Madras, 1948; G h a u d h u r i H., Sri Aurobindo. The prophet of life divine, Gale., 1951; ого же, Philosophy of integralism, Gale., 1954; S h a r m a R. N., Philosophy of Sri Aurobindo, Lacknow, I960. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ГХОШ ГХОШ (Chose) Ауробиндо (15 августа 1872, Калькутта— 5 декабря 1950, Пондишери) — индийский религиозный философ и поэт, политический деятель, создатель т. н. “интегральной веданты”. В 1905—10—активный участник антиколониального движения, один из лидеров радикального крыла в Индийском национальном конгрессе. В 1910 отошел от непосредственного участия в политической жизни, переехал в Пондишери. В 1926 (совместно с француженкой М. Ришар) основал религиозную общину, члены которой до настоящего времени пропагандируют его идеи. В дальнейшем Гхош разрабатывал т. н. пурна-йогу, призванную синтезировать различные виды йогической практики. Основные философские труды: “Божественная жизнь” (1914—16); “Идея человеческого единства” (1915—18) “Психология социального развития” (1916—18, позднейшее название “Цикл человеческой истории”). “Интегральная веданта” была задумана как попытка преодоления “односторонних” подходов к пониманию человека, среди которых Гхош выделял прежде всего “аскетический спиритуализм” (учение Шанкары) и материализм (преимущественно в его вульгарной разновидности, трактующей сознание как “эпифеномен”). Называя оба подхода историческими “тупиками” мысли, Гхош претендовал на преодоление обоих односторонностей, признавая значимость как духовной, так и материальной стороны человека. Гхош исходил из допущения двух противоположно направленных, но неразрывно связанных процессов—инволюции и эволюции. Исходный пункт инволюции—неопределенный (ниргуна) Брахман, трактуемый, в отличие от адвайтв-веданты, как динамическое, а не. статическое начало. Обладая способностью к самопроявлению, самоограничению и самопоглощению. Брахман порождает мир, нисходя через “сверхразум”, “верховный разум”, “разум” и “жизнь” к “материи” как к крайнему пункту мирового отчуждения. В дальнейшем начинается противоположный процессэволюция как восхождение от “материи” к “жизни” и “разуму”. Он завершается “супраментализацией”, нисхождением “сверхразума” в низшую сферу бытия и превращением человечества в “сверхчеловечество”, совокупность “гностических существ”, наделенных телесным бессмертием. “Супраментализированная материя” оказывается вознесенной на высший виток эволюционной спирали, так что этот процесс уже не обращается вспять. Усвоение Гхошем идеи необратимого развития существенно отличает его концепцию как от классической веданты, так и от предшествующих неоведантистских учений (Вивекананда). Критикуя эволюционизм Г. Спенсера, выдвигая ряд идей, перекликающихся с европейской диалектической традицией, Гхош в то же время утверждал, что борьба противоположностей — лкшь “слепой механизм” развития, его “первое”, а не последнее слово (в конце концов “любовь вытесняет борьбу” и из-за “слепого механизма” выступает подлинная движущая сила—“сверхразум”). Спиритуализм концепции Гхоша сказывается и в том, что преодоление противоречий современной западной цивилизации мыслится им через преобразование сознания отдельных индивидов (посредством пурна-йоги). Ряд современных исследователей философии Гхоша разделяют мнение Тейяра де Шардена о сходстве его собственного учения об эволюции с учением Гхоша. Сходство это связано с тем, что оба мыслителя стремятся согласовать современные представления об эволюции со спиритуалистическими традициями. Идеи Гхоша пользуются большим влиянием в современной Индии. Соч.: Sri Aurobindo Birle centenary library, ?. 1-30. Pondicherry, 1972. Лит.: Костюченко В. С. Интегральная веданта (критический анализ философии Ауробиндо Гхоша). М., 1970. В. С. Костюченко Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|